Главная Архив и поиск Сайты Последние комменты Канал Карта Троицка
Велосипедное Компьютерное Фототема Троицк Разное
Категория: Велосипедное
бновлено: 23.07.2020

Как ломаются велосипедные вилки?

“Без искры (и капли топлива) не развести огня”

Вступление

Всем привет, это Я! Сегодня я покажу вам как гнутся и ломаются велосипедные вилки. Будет куча интересных фото и видео. Делаю ставку, что многие из вас такого ещё не видели. Приготовьтесь, контент не оставит вас равнодушными. Вообще я хотел написать эту статью ещё в прошлом году, но по своему обыкновению отложил дело в долгий ящик. А материалы для статьи так и вообще копились годами. Пришло время опубликовать их, погнали.

В этой статье речь пойдёт о велосипедных вилках исключительно под дюймовую резьбовую рулевую колонку. Именно такую рулевую имеет мой второй велосипед. Мой новый велосипед все знают — это Fuji Declaration. Но есть и второй. И это не Урал 1968 года. Это тот самый Скиф, на который я когда-то писал обзор. Но после “ребрендинга”, скиф стал просто дроческопом. Почему такое смешное название? Всё просто. Дроческопами именуется класс велосипедов, возня с которыми занимает больше времени, чем езда на них. У дроческопа постоянно что-то не так, то стучит, то звенит, то скрипит и неизбежно ломается. Причём так часто, что процесс эксплуатации такого аппарата называется дроческопированием. Безусловно, велосипед являющийся дроческопом, может эксплуатироваться без особых проблем. Об этом неизбежно напишут в комментариях в духе “Езжу 10 лет, ничего не ломается, даже ни разу не обслуживал”. К подобным заявлениям нужно относиться соответствующим образом. Как правило, на деле выясняется, что велосипед 10 лет просто стоит в гараже. На нём если и ездят, то до ближайшего ларька за пивом — метров 200. Ну либо выезжают прокатиться километров 5-10 в погожий летний день раз в месяц. Годовой пробег при подобном раскладе редко превышает 500 километров и это в лучшем случае.

Конечно при таком подходе ломаться ничего и не будет. Однако, попытки разъяснить владельцу, что ездит он крайне мало, оттого и проблем нет, тщетны. На подобные аргументы он будет реагировать воинствующим образом, яро доказывая, что ездит он ну очень много и каждый день. Но мы то, серьёзные велосипедисты, знаем, что чудес не бывает.

Как вы уже поняли, проблемы с вилкой — далеко не единственный минус дроческопа. При активной эксплуатации в нём ломается всё, включая раму. Но пожалуй больше всего крови из меня “выпила” именно дюймовая резьбовая рулевая колонка и вилки под неё.

Как всё начиналось

Из магазина дроческоп комплектовался одним лишь задним ножным тормозом. Переднего не было. Вилка позволяла установить клещевой тормоз, но я этого не делал. Так и катался с одним задним, мне хватало. Впрочем, пришло время, когда захотелось и передний поставить. Причиной такого желания стала покупка планетарной втулки на 3 передачи: Shimano Nexus Inter 3. Когда я оборудовал велосипед втулкой, стало понятно — ездить можно быстрее. Ну а на больших скоростях приобретает большее значение хороший тормоз. И очень желательно чтобы их было два. Ножной тормоз на педалях всем хорош, но он не позволяет выполнить экстренное торможение — колесо при резком торможении попросту блокируется. Да и не стоит забывать о том, что цепь и вовсе может слететь, оставив ездока без тормоза в самый ответственный момент.

Первым тормозом на дроческопе был роллерный. Про него я написал две крупных статьи. Одна — это устройство и принцип работы роллерного тормоза и вторая — роллерный тормоз, моя история. С вилкой на тот момент проблем ещё не было. Сам роллерный тормоз прослужил недолго, со всеми приключениями хватило его на год. После того, как тормоз отдал концы, я вернулся к истокам: стал ездить с одним тормозом, задним. Первые проблемы с вилкой были типичные, съело резьбу на штоке. Если вы имели дело с резьбовой рулевой колонкой, то знаете о том, что она постоянно раскручивается и появляется люфт. Люфт этот недопустим, так как подшипники и чашки в рулевой разобьёт очень быстро. Но не это стало критичной проблемой. Дабы нивелировать откручивание, я рулевую постоянно подтягивал. Процедуры эти сказывались отрицательно на состоянии резьбы штока. Эффект накопительный. С каждым подтягиванием резьба чуть-чуть подъедается. Если вы не представляете, как выглядит резьбовая дюймовая рулевая колонка, я кратко опишу. В верхней части подшипники поджимает гайка-конус. Выглядит она так:

Далее идёт шайба с выступом. Она необходима для того, чтобы при закручивании контргайки гайка-конус не двигалась. В штоке вилки под выступ шайбы имеется соответствующая прорезь либо канавка:

На разных вилках бывает по-разному. Не важно, суть одна и та же. И вот при регулярном подтягивании рулевой шайба с выступом понемногу, но двигается. Выступ постоянно стремится сдвинуться из своего паза (канавки, прорези). Стремится, стремится да и сдвигается в конечном итоге, сминая резьбу в месте своего расположения. После такого зафиксировать рулевую становится невозможно, так как шайба с выступом проворачивается при затягивании контргайки. А разьбе пришёл каюк. Всё, ничего не поделать, вилка отправляется в помойку.

Сейчас набегут профессионалы и скажут: “Постойка мил человек, харэ заливать. Имели мы дело с дюймовыми рулевыми, всё там в порядке и ничего не откручивается и уж тем паче не сминается резьба”. На это я хочу заметить, что речь идёт о компонентах самого низкого уровня. В велосипеде за 4200 руб, а именно за столько был куплен дроческоп, попросту не может быть компонентов высокого качества из качественных материалов.

Резьба на штоке родной вилки съедена, потому вилка отправляется в пропасть. И понеслась. После этого я менял вилки одну за другой и очень жаль, что не все из них я снимал на фото и видео. Как бы там ни было, материалов всё же достаточно. Переходим к самому интересному.

Веселье в самом разгаре

Как я уже написал, после кончины роллерного тормоза, я ездил с одним лишь задним. Но очень сильно хотелось передний. Самым козырным вариантом было купить вилку с креплениями под векторный тормоз (v-brake). Проблема была лишь в том, что в нашем захолустном городке таких вилок на тот момент в продаже не было. Это покажется смешным (да так и есть), но люди мне советовали взять обычную вилку и приварить к ней крепления для v-brake. В самом деле, чего я парюсь? Шутки-шутками, но вопрос с тормозом надо было решать. Самый простой вариант — клещевой тормоз, поначалу не рассматривался. Так уж вышло, что клещевых тормозов у нас в городе тоже не продают. Значит надо было покупать его через интернет-магазин. А хотелось побыстрее. Какое-то время я перебивался без тормоза и о чудо, в наш единственный веломагазин завезли вилки с креплениями под v-brake. Аллилуя.

Казалось бы, проблема решена. Купи, установи, езди да радуйся. Так я и сделал, купил. Вот так выглядит эта вилка, только не смейтесь, ещё рано:

То что написано маркером на штоке вилки, написали в магазине. Цифра 28 это размер, то есть под 28 колесо. А что такое 350? Догадались, нет? Это цена. Да, можете не верить, но это цена. Я решил уберечь вас от душевной травмы и не стал фотографировать детально сварочные швы. Поверьте мне, там тихий ужас. “Позвольте!”, — воскликните вы. “Разве нельзя было купить что-нибудь подороже и поприличнее?” Увы, нельзя. На тот момент это был единственный вариант вилки под v-brake в нашем единственном магазине. Если вы внимательно посмотрите на фотографию сверху, то увидите вздутие на штоке. Впрочем, зачем бы я стал фотографировать вилку просто так? Она сфотографирована уже после того, как ей пришёл конец. Давайте я покажу вам получше, что же с этой вилкой случилось. Но сначала всё же не удержусь и покажу качество сварки. Немного, совсем чуть-чуть. Вот так приварены крепления для тормоза к ногам вилки. Думаю сварщики сейчас словят культурный шок. Сами крепления приварены криво-косо и смотрят в разные стороны:

А вот как приварены дропауты я показывать точно не буду. Трэш, угар и содомия — не мой формат. Лучше покажу как вздулся шток:

“И от чего же он вздулся?” — спросите вы. Да всё просто. Вынос руля, как знаете, крепится в штоке вилки при помощи клина или конуса. В моём случае это был конус. Так вот. Шток раздуло именно конусом. Металл штока настолько мягкий, а стенки настолько тонкие, что вздутие случилось всего через несколько дней после начала эксплуатации изделия.

Но не только вздутие штока ознаменовало кончину этой вилки. Так мы плавно переходим к самому эпичному. Через три дня с момента установки этой вилки, я стал замечать, что при торможении вилка очень сильно изгибается. А потом она и вовсе стала гнуться на каждой кочке. Ноги вилки стали отделяться от штока:

Когда я показал своему другу, как гнётся моя новая вилка при торможении, у него чуть глаза на лоб не вылезли. Он заявил, что такой забористой хрени ещё не видел. Я попросил снять меня на видео в движении, дабы запечатлеть, как гнётся вилка при торможении. Представляю вашему вниманию забористое видео, посмотрите до конца, это того стоит:

Если вы посмотрели видео внимательно и до конца, то заметили, что в конце видео фигурирует другая вилка, чёрного цвета. Это действительно другой экземпляр, но сломалась она точно так же. Но не будем забегать вперёд. На данный момент завершим с этой вилкой. Ещё раз покажу как вспучило шток, покрупнее:

Один мой знакомый, узнавший о моих проблемах с гнущимися вилками, предложил использовать старые, советские. “Что ты мучаешься с этим новоделом, возьми старую советскую вилку, она прослужит тебе до конца жизни”, — уверенно заявил он. “Ты это серьёзно?” — возразил я. Ведь я уже знал как ведут себя старые советские велосипедные компоненты при попытке их серьёзно эксплуатировать. Они разваливаются на ходу, а чаще всего непригодны для эксплуатации изначально.

Вообще это очень популярная история в интернете. К настоящему времени образовалась целая секта поклонников велокомпонентов советской эпохи. Ведь, как известно, сейчас все детали делаются из китайского пластилина. А вот раньше, когда трава была бесконечно зелёной, а жгучее солнце столь же ярким, делали из настоящей, сталинской стали. Делали с душой и на века, так чтоб никогда не сломалось. Сам Сталин лично делал, а Брежнев ему инструменты подавал, ну а Ленин сидел в ОТК.

Думал я, думал. Наслушался историй в духе: “Я вон на помойке из советских запчастей целый велосипед насобирал, езжу какой год, проблем не знаю”. И решился таки поставить советскую вилку. К этому времени я уже купил клещевые тормоза на Aliexpress. Я даже делал видеообзор на них. Клещи были простецкие, одноосевые и с длинными лапами. Тормозить мощно они не могли в принципе. Но всё же это было лучше, чем ничего. Так вот. Поставил я значит советскую вилку и клещевой тормоз. Довольный как слон ездил какое-то время, может быть месяц. В один прекрасный, тёплый летний день во время движения я заметил, что геометрия велосипеда изменилась. Спешился, посмотрел на велосипед сбоку, а там это:

Ничего не заметили? Эвона как вилку-то выгнуло! “Ну выгнуло и выгнуло”, — скажете вы. “Ну а как же советское качество? Как же сталинская сталь?” — вопрошу в ответ я. Шток загнуло так сильно, что ещё малость и он бы вовсе отделился от ног. Показываю вилку, снятую с велосипеда:

Тогда я не поленился и даже снял видео. Я не планировал публиковать его, когда снимал. Но сейчас чувствую, что время пришло. Посмотрите видео внимательно и увидите, что бывает с хвалёным советским качеством и вечной сталинской сталью:

Покажу ещё и фото. А то вдруг вы видео не смотрели. “Советские велокомпоненты вечные”, — говорили они. “Смотрите, что с ними происходит”, — показывал я:

Глядя на это, на языке вертится лишь одно слово. И слово это РВАНИНА:

“Ну ёмоё”, — заладите вы мне в ответ. “У тебя же есть замечательный Урал 1968 года, зачем ты связываешься с вилками из помойки. Возьми вилку от Урала 68 года, она точно не подведёт”, — возможно подумаете вы, читая мою статью. В самом деле, как это я сразу не догадался. И вот, беру я в руки вилку от Урала 68 года, осматриваю её и что же я вижу?

А вижу я то, что один из дропаутов того и гляди оторвётся к хренам. И это при том, что на Урале этом я не ездил вовсе. Как вам такое?

Нравится? А я ещё покажу:

И вот на этом вы мне предлагаете ездить?

Кстати, у меня же есть ещё одно видео про советские вилки. Давайте-ка я вам его тоже покажу. В нём я сравниваю погнутую вилку с ещё целой:

Если вы посмотрели видео, то поняли, что взамен сломаной синей вилки я поставил аналогичную зелёную. Впрочем, ничем кроме цвета она и не отличается и сломалась так же быстро. Жаль только фотографий у меня нет и видео тоже. Мне просто было не до съёмок, у меня за короткий промежуток времени сломалось сразу несколько вилок подряд, можете представить, какое у меня было настроение. Но есть фотография, где велосипед с зелёной вилкой, ещё целой:

Будучи тотально измученным дроческопией с вилками, я решил, что раз уж вечные советские вилки не выдерживают, может стоит попробовать комбинацию из новой вилки и клещевого тормоза? Попробовал. Результат аналогичный, с тем лишь различием, что новой современной вилки хватило на больший срок. Но исход тот же самый. Шток начал болтаться относительно ног вилки. На следующей фотографии видно, что в месте, где расположен нижний подшипник, появился не хилый зазор:

При торможении вилка сильно изгибалась. Когда я её снял, то увидел такую картину:

Возможно на фото видно не очень, но зазор в этом месте появился большой:

И вот менял я эти вилки как напёрсточник. А куда было деваться? Единственным моим спасением была покупка нового велосипеда. Не удивительно, что при выборе нового велосипеда я всячески хотел “сбежать” от дюймовой резьбовой рулевой колонки. После покупки Fuji о проблемах с вилками я быстро забыл. Но постойте, статья ж не про Fuji, а про ломающиеся вилки. Так что продолжим.

Нового велосипеда на тот момент у меня ещё не было, поэтому я просто был вынужден покупать новые вилки вновь и вновь. Придя в единственный веломагазин в очередной раз, я стал справляться о вилках. Оказалось, что в продаже вновь есть вилки с креплением под v-brake. Сама вилка точь в точь как на предыдущих фото, чёрная, но с креплениями под вибряк. Продавец меня тогда приколол словами: “Если не подойдёт, приносите обратно, обменяем. Вилка ведь не дешёвая”. Не дешёвая, Карл! А стоила она 450 рублей… Купил, поставил, начал ездить. И очень быстро получил закономерный результат — ноги вилки начали отделяться от штока. Если быть точнее, сам шток начал отделяться от них. Со стороны это выглядело столь комично, что я решил во что бы то ни стало показать это миру. Мир, смотри:

В этот раз я решил довести дело до конца и ездить до последнего. Будь что будет, сломается так сломается, я хоть посмотрю как. И что думаете, сломалась? Конечно! Как же иначе. Как это было, смотрите в этом коротком видео:

Давайте покажу сломаную вилку отдельно, это же прикольно. Есть поговорка “одна нога тут, другая там”. У нас же получается “ноги тут, шток там”.

Таким вот нехитрым образом у нас получилась разборная вилка. При желании её можно собрать, вставив шток обратно и зафиксировав болтиком:

А так приварены дропауты к ногам вилки. Поверьте мне, это очень высокое качество сварки:

Впечатляет, не так ли? Где вы ещё такое увидите, такое только я могу вам показать. Вилка сломалась, но у меня уже был новый велосипед. Так что дроческоп можно было выбросить в пропасть. Но я этого не сделал. Столько всего я с ним пережил, мне было просто жалко от него избавляться. На какое-то время я отставил его в сторону. Спустя время один мой хороший знакомый предложил мне запчасти от своего старого велосипеда. Мол возьми или выброшу. Раз так, я решил взять, а может глядишь да пригодится. Среди запчастей была вилка под дюймовую резьбовую рулевую и с креплениями под v-brake. Причём вилка уже была гнутая. То есть, вы понимаете, человек, что ездил на ней до меня, столкнулся с аналогичной проблемой. Разница лишь в том, что у него вилка погнулась в другом месте. Если у меня отгибался шток, то у него погнулись ноги вилки. Хоть как-то ездить на ней всё же было возможно и я решил поставить её на дроческоп. После установки, стало очевидно, что геометрия велосипеда с этой вилкой сильно изменилась. Передняя часть рамы поднялась вверх, а колесо стало ближе к раме. Колёсная база укоротилась на несколько сантиметров. Из-за изгиба ног, сама вилка приобрела S-образную форму. Я попытался передать это на фотографии:

А вот места, где погнулись ноги, там отлетела краска:

Почему же так происходит? Да просто всё. Металл столь мягкий, что при торможении, из-за воздействия тормоза, ноги гнутся. И получается вот такое:

И это при том, что эксплуатация была вполне себе размеренная и спокойная. Я знаю, некоторые могут подумать, что я на велосипеде делал баники и дропал со скалы, потому вилки и гнулись. Когда я писал обзор на Скиф, мне уже указывали на нецелевую эксплуатацию велосипеда. На самом же деле велосипед использовался исключительно для городской езды, без какого-либо трюкачества или даунхилла со скалы/в лесу по корням и камням.

Фух! Вроде всё показал, что хотел. На данный момент на дроческопе стоит вилка, которая показана последней. Езжу я на нём крайне редко, потому она ещё держится. Но не сомневайтесь, если начать ездить чаще, вилка очень скоро даст о себе знать. На этом я пожалуй буду завершать. Просьба бомбить в комментариях здесь на сайте и на ютубе под роликами. А ещё можете задонатить мне на антидепрессанты, тогда появятся шансы, что я запилю ещё что-нибудь в таком духе.

На этом всё, спасибо за внимание!

Автор: Sandy Programmer
Дата: 23.07.2020
108
Категория: Велосипедное

Мой сайт является некоммерческим проектом. Если материалы, которые я публикую вам помогли, возможно вы сможете помочь мне, совершив добровольное пожертвование через форму ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий будет опубликован после автоматической проверки системой фильтрации спама и гадостей.

Автор статей и фото: Sandy Programmer Условия использования моих статей и фотографий: читать
This site uses icons made by Freepik from flaticon.com is licensed under CC BY 3.0 Also uses Fotorama from Fotorama.io