Роллерный тормоз, отзывы, впечатления — моя история
Также смотрите другие публикации про роллерный тормоз по этой ссылке
Как я пришёл к покупке роллерного тормоза. Вступление.
Здравствуйте, уважаемые посетители. Сегодня я хочу поведать вам историю о том, как я приобрёл свой первый роллерный тормоз, какие проблемы повстречал в эксплуатации, как он вообще работает и чем всё дело кончилось. Но чтобы рассказ был ладным и складным, начну с самого начала, с ответа на вопрос «Зачем я вообще купил роллерный тормоз?».
Дело было так. Имелся у меня обычный дорожный велосипед с одной передачей и ножным тормозом. В принципе всем меня устраивал, кроме недолговечных односкоростных втулок. Возможности купить что-то более серьёзное, в нашем городе нет. Спустя некоторое время раздумий, я понял, что пора приобрести более надёжный вариант — трёхскоростную планетарку Shimano Nexus Inter 3. Замысел я удачно реализовал и начал ездить на том же велике, но уже с тремя скоростями. Планетарка меня очень радовала, но ездя на ней, я понял, что могу позволить себе более высокие скорости, нежели на одной передаче. Большая скорость предъявляет повышенные требования к тормозам, а тормоз у меня был всего один — в задней втулке. Очень быстро я понял, что лишь одного заднего тормоза для моего стиля езды недостаточно, поэтому задумался о приобретении переднего. Из всех типов тормозов, которые продаются в современном мире, на мой велосипед можно было установить лишь роллерный тормоз. Дело в том, что вилка моего велосипеда не имела креплений ни под дисковый, ни под ободный v-brake. Также отсутствовала возможность установить клещевой тормоз, конструкция вилки этого просто не предусматривала. Оставался лишь один вариант — загадочный для многих по сей день роллерный тормоз.
Прежде чем сделать приобретение, я хорошенько изучил информацию в интернете, различные отзывы, писанину на форумах. Попытался выяснить, каковы плюсы и минусы данного типа тормозов. Из всего, что я прочёл и просмотрел, мне стало понятно, что роллерный тормоз позиционируется как очень надёжный и долговечный. Некоторые заявления в сети интернет гласят о том, что роллерного тормоза хватит на весь срок службы велосипеда! Меня это более чем устраивало и очень радовало. Конечно же я наткнулся и на описание значительных минусов этих тормозов. В первую очередь это конечно же большой вес, что меня нисколечко не смущало, а во вторую, претензии людей к мощности торможения. Вот этот момент был для меня куда более интересен. Я недоумевал: «Как может столь тяжёлая и колоссальных размеров конструкция со стальными колодками, иметь низкую мощность торможения?».
Мои сомнения развеял сайт PLANETARKI.RU, где я купил в дальнейшем свой экземпляр переднего тормоза с ABS втулкой. На этом сайте я прочёл информацию о том, что даже самый «слабый», 45-й тормоз (Shimano BR-IM45-F), годится для ездоков весом до 90 кг! (Смотри скриншот) Это меня очень воодушевило. Целых 90 килограмм! А ведь во мне едва наберётся 70. Я сделал вывод, что мой тормоз не просто будет тормозить меня, а ещё и даст огромный запас мощности. Впрочем, я не стал покупать самый «слабый» вариант, а выбрал золотую на тот момент середину, по крайней мере я так думал. Этой серединой был 55-й роллерный тормоз, именно под таким названием он числится на сайте PLANETARKI.RU. Полное же название модели Shimano BR-IM55-F. В описании к нему значилось, что тормоз годен для велосипедистов весом ажно до 100 кг! И по своему тормозному усилию примерно соответствует дисковым механическим тормозам среднего уровня. Сей факт меня очень впечатлил, ведь я уже имел удовольствие ездить на горном велосипеде с передним дисковым механическим тормозом, который хоть и был самого низшего уровня, но тормозил при этом выше всяких похвал.
Решено! Со спокойной душой я заказал на сайте PLANETARKI.RU свой комплект, состоящий из переднего роллерного тормоза Shimano BR-IM55-F и передней ABS-втулки Shimano NEXAVE HB-IM70.
Первые впечатления (конец февраля — начало марта 2015)
Время шло, с каждой минутой приближая посылку с моим роллерным тормозом всё ближе и ближе ко мне и моему дорожному велосипеду. В один прекрасный февральский день, когда снегА в наших краях уже начали слегка подтаивать под воздействием жгучего солнца, я получил извещение на посылку в свой почтовый ящик. Ни медля ни секунды, я вскочил на стального коня и понёсся, подхваченный ветром и энтузиазмом, за своим вожделенным тормозом, в отделение почты. Получив там драгоценную посылку, мигом вернулся домой, сразу вскрыл коробку, извлёк её содержимое, которым являлось: непосредственно сам роллерный тормоз Shimano BR-IM55-F, передняя ABS-втулка и гайки. Всё это хозяйство я сразу же сфотографировал со всех сторон, а после сделал обзор роллерного тормоза Shimano BR-IM55-F. Так выглядел комплект, который я получил:
Если вас интересуют подробности, настоятельно рекомендую пройти по следующей ссылке и посмотреть обзор роллерного тормоза Shimano BR-IM55-F и передней ABS-втулки Shimano NEXAVE HB-IM70.
Всё было готово для сборки колеса, мне слишком нетерпелось испробовать свой новенький тормоз в деле. Имея некоторый опыт в сборке велосипедных колёс, мне не составило труда заспицевать втулку на обод, установить тормоз, а всю конструкцию на велосипед. Возможно вы заметили, что я не покупал отдельно тормозную ручку, то есть рычаг, который устанавливается на руль и которым, собственно и нужно тормозить. Дело в том, что у меня уже была отличная комбо-ручка (модель Shimano ST-EF50-L), доставшаяся в наследство от горного велосипеда. Как выяснилось, манетка на три передачи идеально совмещается с планетарной втулкой Shimano Nexus Inter 3, а тормозная ручка, имеющая большой диапазон регулировки, отлично подходила для роллерного тормоза.
И вот, этот момент настал! Колесо собрано, тормоз установлен, велосипед готов отправиться в путь. В приподнятом настроении я выкатил велосипед из подъезда и рванул по снежному покрову с приличной скоростью. Первое же торможение моим роллерным тормозом принесло мне кучу положительных эмоций. Тормоз работал восхитительно! Даже от лёгкого нажатия на тормозную ручку, колесо блокировалось, разнося во все стороны снежные брызги. Это было так весело и увлекательно, что я набирал скорость и тормозил, повторял это каждые 10 метров вновь и вновь, чтобы ощутить это прекрасное чувство — обладание мощным передним тормозом, которого мне так не хватало.
Не за горами была весна. С каждым днём солнце поднималось всё выше и выше, растапливая лёд и снег. Вот и появился первый асфальт и мне предоставилась возможность испытать роллерный тормоз в новых условиях. Было просто невтерпёж узнать, насколько же мощным является мой передний тормоз, ведь это нельзя было оценить на снегу, колесо просто блокировалось. Вместе с этим также было интересно узнать, как работает антиблокировочная втулка, в самом ли деле она является таковой?
И вот я лечу по чистому, гладкому, ровному асфальту со скоростью 35 км/ч. С замиранием сердца нажимаю на тормоз, что есть сил. Ура! В мгновение меня подбрасывает вверх, колесо заблокировалось. Инстинктивно отпускаю тормоз и не даю себе улететь через руль. О да! Это именно то, чего я хотел, вожделенная мощь переднего тормоза, способная остановить меня в случае необходимости. Счастью не было конца. Каждый день я летал по улицам города, в лесу и по бездорожью, при малейшей необходимости используя только передний тормоз. Он радовал меня вновь и вновь. Всё было хорошо…
Как работает ABS во втулке Shimano NEXAVE HB-IM70 (апрель 2015)
Конечно же я сразу выяснил, как работает ABS-втулка (работает ли вообще?). В интернете гуляет очень много слухов про антиблокировочные втулки Shimano. Многие пишут, что они слишком «мягкие» и постоянно проворачиваются, не давая тормозить с нужным усилием. Как выяснилось позднее, люди списывают плохую работу роллерного тормоза именно на ABS-втулку! Это просто поразительно. Я не понимал, какие могут быть проблемы в том, чтобы определить, что именно является причиной вялого торможения — тормоз или ABS-втулка? Поспешив выяснить, работает ли антиблокировка в моей втулке, я продел через радиатор тормоза канцелярскую резинку, обмотал ею спицы так, что если бы радиатор сдвинулся относительно спиц, резинка бы порвалась. Это позволило бы однозначно понять, что ABS работает. Отправившись на проверку, я выехал на безлюдную дорогу, набрал скорость, сместился назад, дабы не катапультироваться через руль и зажал тормоз со всей силы. Раздался невероятно громкий скрежет, переднее колесо заблокировалось, а я чудом остался в седле благодаря тому, что вовремя отпустил тормозную ручку. Как же так, ABS не работает? Я слез с велосипеда и посмотрел на резинку. Она не порвалась, но немного растянулась. Стало понятно, что ABS всё же сработала, но настолько мизерно, что втулка провернулась всего на сантиметр! Я бы точно улетел через руль, если бы вовремя не отпустил тормоз. В дальнейшем я неоднократно пытался вновь и вновь стронуть ABS, но у меня это не получалось. Максимум, что мне удавалось, так это провернуть ABS на считанные миллиметры, рискуя при этом улететь через руль, ведь в эти моменты заднее колесо отрывалось от земли, а весь этот процесс сопровождался неимоверным скрежетом. Что же это за скрежет, спросите вы. Его издавала именно втулка, если быть точнее — фрикционная муфта в ней, которая и играет роль антиблокировки.
Я правда не знаю. Может быть мне попалась бракованная втулка, может быть моего веса недостаточно для работы ABS, но уверяю вас, у меня ABS не работал! Пожалуй единственное, что я мог сделать для того, чтобы наверняка провернуть ABS, это загрузить на багажник два мешка картошки, разогнаться с крутой горы до 50 км/ч и резко затормозить. Возможно тогда ABS и провернулась бы, при таких то условиях. Но при обычной моей езде мне ни разу не удавалось стронуть ABS-втулку, кроме тех нескольких случаев, когда я делал это специально, завязывая на радиаторе тормоза и спицах резинку. Повторюсь. В моём экземпляре антиблокировка не работала, совсем! Не понимаю, почему в интернете так много рассуждений о том, работает ли ABS. Ведь это так просто проверить! Если вам не нравится резинка, вы можете сделать две отметки с помощью маркера — одну на радиаторе тормоза, другую напротив — на спице. После этого отправляйтесь в путь, тормозите со всех сил и если отметки сдвинутся относительно друг друга, то поздравляю, ABS в вашей втулке работает! Если же отметки останутся на прежнем месте, а торможение всё равно вялое, то увы, в этом виноват ваш роллерный тормоз, который не тормозит.
Первые проблемы (май 2015)
Не было печали. Я гонял сломя голову, зная, что в нужный момент мне поможет передний тормоз, в эффективности работы которого, я уже на практике убедился. Меня ничуть не смущал его вес, а это целых 1200 грамм вместе с ABS-втулкой, я всё равно был рад, рад тому, что имею то, на что могу положиться в экстренном случае. Спустя примерно 500 километров пробега с момента покупки, я стал замечать посторонние звуки, доносившиеся с переднего колеса. Поначалу я не обращал на это внимания, тем более, что почти всегда езжу с музыкой. Но однажды не помогла даже музыка. Проезжая по ухабистой грунтовой дороге, я услышал дребезг, на который уже нельзя было не обращать внимания, он пробивался даже сквозь наушники. Мне стало ясно, что причиной раздражающих звуков является роллерный тормоз. Но что случилось, почему? Раньше ведь он работал абсолютно бесшумно. Несколько дней я страдал. Малейшая неровность дороги сопровождалась отвратительным дребезгом, как будто к вилке моего велосипеда привязали детскую погремушку. Я пытался подтягивать тросик, пытался его ослаблять, всё было тщетно, тормоз упорно дребезжал, обращая на себя и моё внимание и внимание недоумевающих прохожих.
После безрезультатных поисков в интернете, я решил заняться «самолечением». Решение созрело само-собой. Я смешал литол-24 с маслом, получив вещество полу-жидкой консистенции. Эту жижу я набрал в большой шприц без иглы, открыл смазочное отверстие в тормозе и выдавил туда несколько кубиков получившейся смазки. После этого, сразу же отправился проверять. Я просто поверить себе не мог, после этих простейших манипуляций тормоз полностью перестал издавать какие бы то ни было звуки! Это так приятно, когда проблема решается. Окрылённый успехом, я продолжил носиться на своём велосипеде, оставляя после себя лишь пыль и летящие в стороны мелкие камешки. Самое же важное заключается в том, что после подобной смазки тормоз не стал тормозить хуже, отнюдь. И это тоже несказанно радовало. Недолго…
На дворе самый разгар весны. Солнце жжёт не по-детски, на улицах грязь и слякоть, снега давно уже нет. Конечно же грязь не является поводом не показывать носа из дома. Как и обычно, я катал на велике каждый день. В один из моментов, во время очередного торможения передним тормозом, я заподозрил неладное — тормоз стал работать хуже. Или может мне кажется? Увы, каждое последующее торможение давало понять, что всё это суровая правда, тормоз работает всё хуже и хуже. За считанные дни настал тот момент, когда при полностью зажатой ручке мой тормоз почти не останавливал меня. Куда подевалась былая мощь?! Раньше мне было достаточно усилия одного пальца, чтобы заблокировать колесо, теперь же усилия всей моей руки было недостаточно даже для того, чтобы притормаживать. Я опечален. Как же так, всего лишь 1000 километров пробега, а с тормозом уже такие серьёзные проблемы. Поначалу я пытался исправить работу тормоза путём «прожигания». «Может внутрь попала грязь? Может надо просто хорошенько затормозить и её выдавит из-под колодок?», — задумывался я. Но это не помогло. Сколько бы я не пытался давить на тормозную ручку, тормоз не работал лучше. Его эффективность упала почти до нуля, тормоза не хватало даже для того, чтобы притормаживать.
Что же случилось? Я просто ездил, ничего не делал, всё работало отлично и тут на тебе, я практически полностью лишился тормоза, который всего неделю назад работал как стоп-кран. Внимательно осматривая тормоз снаружи, я обнаружил одну интересную деталь. Если раньше тормоз «схватывал» на половине хода «бобышки», то теперь он еле тормозил, когда бобышка уходила в самый конец рабочего пространства. Вот иллюстрация для наглядности (нажмите для увеличения):
Быть может, внутри тормоза что-то сдвинулось или сломалось? Я начал искать инфу в интернете, но не нашёл ничего, кроме недовольных велосипедистов, которые списывали плохую работу тормоза на ABS. Но у меня не тот случай, ABS не при чём, причина не в этом. Стало очевидно, что без разборки тормоза проблему не решить. Сняв тормоз с велосипеда и разобрав его, я был поражён. Внутри было столько грязи, что набралась бы полная столовая ложка! «Ага! Быть может всё дело в ней», — подумал я. Полностью очистив тормоз от грязи, я начал думать, чем же его смазать. В наличии был только литол-24 и графитная смазка. Сначала я испробовал литол-24. Аккуратно нанеся его на тормозные колодки, я собрал тормоз и отправился проверять. Изменения были, да ещё какие! Тормоз заработал с былой мощью, позволяя блокировать колесо одним пальцем, только вот каждое торможение сопровождалось душераздирающим скрежетом, терпеть который было невозможно. Это скрипели тормозные колодки. Я подумал, что наложил слишком мало смазки и разобрал тормоз вновь, обмазал всё внутри литолом от души. Не помогло. Даже будучи полность измазан литолом, тормоз адски скрипел, я бы даже сказал скрежетал. На помощь пришла графитная смазка — вариант №2. Набюзгав в тормоз графитки по самое не забалуешь, я вновь отправился проверять его работу. На удивление скрип и скрежет полностью пропали и всё бы было замечательно, да вот только тормоз всё равно тормозил очень слабо. Колесо уже было нельзя заблокировать как раньше. Тем не менее, тормоз всё же годился для того, чтобы тормозить с упреждением, то есть заранее, однако рассчитывать на него в экстренных случаях уже было нельзя.
Я не стал горевать. «Что ж, пусть тормозит хотя бы так, всё лучше, чем ничего», — утешал себя я, а сам постоянно думал о том, как бы вернуть тормозу былую мощь. Помимо плохого торможения, со временем обозначилась ещё одна проблема — тормоз вновь стал дребезжать во время езды. Как бы густо я не обмазывал каждую деталь тормоза, он продолжал и продолжал дребезжать до тех пор, пока я не нашёл решение, как устранить этот дребезг. Оказалось всё просто. Я вырезал из поролона небольшое кольцо и подложил его между тормозом и втулкой. Казалось бы мелочь, но про дребезг я после этого забыл навсегда. Так выглядит поролоновое кольцо, которое я использовал:
Покупка фирменной смазки (июнь 2015)
Наступило жаркое лето. Деревья, усыпанные зеленющей листвой, радовали глаз, прохлада лёгкого ветерка привносила ощущение того, что всё непременно наладится. Я продолжал ездить с плохо работающим тормозом, но не унывал. Отвратительное торможение навело на мысль: «Ведь существует же фирменная смазка Shimano для роллерных тормозов. Быть может она и есть моё спасение и панацея от всех бед?». Купить эту смазку я мог только через интернет. Цена норовила укусить, недвусмысленно обнажая свои здоровенные клыки. Трясущимися руками я выложил 1000 рублей за стограммовый тюбик смазки. Это цена вместе с доставкой, впрочем, от этого не легче. Дело сделано, смазка заказана, деньги уплочены в кассу. Оставалось только ждать и надеяться, что смазка решит проблему с вялым торможением.
Обнаружив в почтовом ящике извещение на посылку, я уже без особого энтузиазма отправился на почту, где и получил посылку со смазкой, которую особо то не ждал. В глубине души я понимал, что фирменная смазка не поможет. Но ведь надежда умирает последней? Настал тот момент, когда я вновь разобрал тормоз, тщательно очистил от графитки и с должным усердием нанёс драгоценную жижу прям в тормоз. «Фирменная смазка Shimano. Специально для роллерных тормозов. Не подведи!», — с такими мыслями я выносил свой байк из подъезда. Чуда не произошло. На фирменной смазке тормоз стал работать ещё хуже, он полностью перестал тормозить, его даже не хватало для притормаживания. Всё внутри обвалилось. Ну как же так, я выложил почти три с половиной тысячи за тормоз, про который писали, что он чуть ли не вечный! Ещё одну грёбаную тысячу отдал за смазку, от который, как оказалось, проку нет. И что я получил в итоге? На пробеге чуть больше 3000 км я остался с полностью нерабочим тормозом.
Эмоции утихли, я начал соображать. Что ж, если на фирменной смазке тормоз работает ещё хуже, чем на графитке, может быть вернуть всё обратно? Сказано — сделано. Я вновь перемазал тормоз графиткой, на которой он и в самом деле работал получше, но всё равно крайне погано. Его мощности хватало лишь для подтормаживания. Впрочем, самое интересное было впереди.
Разочарование (сентябрь 2015)
Продолжая ездить с тормозом, смазанным графиткой, я стал замечать, что тормоз работает крайне нестабильно. Его эффективность торможения менялась сама собой. Вот только что он почти не тормозил при полном зажимании ручки, а через 100 метров уже практически блокируется колесо. Вот тебе раз! И чем дальше, тем чаще я стал замечать эту нестабильность работы. При этом диапазон эффективности торможения стал также разрастаться. В какие-то моменты тормоз даже вновь схватывал как новый, позволяя заблокировать колесо, но уже конечно не одним пальцем. Жаль только, что в таком состоянии он работал лишь считанные секунды. Уже при следующем торможении он мог вновь перестать тормозить. Наблюдая эти метаморфозы, я обратил внимание на такую деталь: иногда, стоя на одном месте без движения и зажимая тормозной рычаг, тормоз издавал щелчки, будто бы колодки внутри сдвигались относительно оси втулки. Иногда же эти щелчки пропадали. Я сделал вывод, что нестабильная работа тормоза обусловлена какими-то неадекватными сдвигами колодок в самом тормозе. Я разбирал тормоз и часами изучал каждую деталь, пытаясь понять, что может быть не так. Может быть я собрал его как-то иначе? Однако конструкция тормоза настолько проста и очевидна, что собрать его как-то «не так», нежели задумано производителем, невозможно! Хотя, кое что я всё же для себя нашёл.
При очередной разборке тормоза, когда я пытался выяснить, что же в нём не так, я понял, что могу поэкспериментировать с тормозными колодками. Их можно было установить наоборот, то есть перевернув на 180 градусов. Вот вам иллюстрация для наглядности:
Перевернув колодки, я с удивлением обнаружил, что тормоз стал работать почти как новый! Лёгким движением руки я блокировал колесо! Только радость продлилась недолго, совсем скоро тормоз вернулся к своему прежнему состоянию и почти полностью перестал тормозить. Но иногда его цепкость возвращалась и он тормозил лучше, потом вновь хуже и снова лучше. В таком состоянии тормоз проработал на моём велосипеде ещё несколько тысяч километров.
В какой-то момент я решил в очередной раз поэкспериментировать, но уже со смазкой. Наведавшись в автомагазин, я купил там очень дорогую, сверхвысокотемпературную смазку для тормозных суппортов автомобиля. Называется эта смазка МС 1600. Разобрав тормоз, я начал мазать. И уже в этот момент я понял, что тормоз на этой смазке будет работать лучше. Каким образом я это понял? Поясняю. Намазав колодку, я двигал её внутри тормозного барабана. И если на фирменной смазке или на графитке колодка просто скользила не создавая трения, то на смазке МС 1600 она двигалась с ощутимым усилием, как бы сцепляясь с рабочей поверхностью тормозного барабана. Появилась надежда, а вдруг? Собрав тормоз, я отправился за результатами. На удивление тормоз и правда стал работать как новый, я мог блокировать колесо одним мизинцем и даже полететь через руль, если бы этого захотел. Да жаль не всё так просто. На смазке МС 1600 тормоз невыносимо скрежетал. Этот звук был настолько громким и пронзительным, что у меня не было ни единого шанса использовать тормоз на этой смазке. За такие звуки меня бы просто поймали и отдубасили, причём вполне заслуженно. Я даже не знаю с чем сравнить этот звук, по громкости он очень схож с рёвом корабельного гудка. Так что не смотря на то, что на смазке МС 1600 тормоз работал очень эффективно, мне не пришлось ею пользоваться из-за адского звука, которым сопровождалось торможение.
Я начал осознавать, что тормоз такими темпами скоро отправится в помойку, но прежде чем это произойдёт, решил попытаться исправить вялое торможение хоть как-нибудь. В ход пошло всё. Я пытался комбинировать различную смазку в разных пропорциях, разжижал её маслом. Даже подкладывал фольгу между роликами и колодками. Да, сейчас это звучит смешно, но мне было не до смеха, я пытался заставить тормоз работать хоть как-то! Сделать это мне так и не удалось.
В конечном итоге я вернулся к графитной смазке, на которой роллерный тормоз позволял хотя бы притормаживать. Но хочу напомнить, что работал он по-прежнему нестабильно. То есть иногда он схватывал лучше, чуть ли не до полной блокировки колеса, иногда хуже, порой и полностью переставал тормозить. Последующую работу тормоза я могу сформулировать так. Работал он в трёх режимах. Первый режим: тормоз работает отлично, хорошо тормозит, при этом полностью бесшумно. Режим номер два: тормозит плохо, годится лишь для притормаживания. И режим номер три: не тормозит вообще. Самое же печальное, что эти режимы «переключались» в тормозе самостоятельно, совершенно случайным образом, без возможности оставить тормоз работать в каком-либо из них. За одну поездку в 10 километров тормоз успевал поработать во всех трёх этих режимах. То он работает хорошо, но при следующем торможении уже никак, спустя несколько сотен метров уже можно притормаживать, то снова хорошо, то опять плохо. Стабильности работы не было никакой, в общем и целом тормоз работал крайне паршиво.
Полный выход из строя после 9500+ км (май 2016)
Откатав 9000 километров, я стал замечать, что тормоз всё чаще работает в режиме «полное отсутствие тормозного усилия». И с каждым километром он находился в этом «режиме» всё чаще и дольше. Спустя 9500 километров тормоз полностью перестал работать. Какой бы смазкой я его не смазывал, что бы ни делал, он перестал тормозить, совсем. Этот факт ознаменовал полную кончину и выход из строя моего роллерного тормоза. Хватило мне его, как я уже написал, всего на 9500 километров, а это примерно чуть больше года. Справедливости ради хочу отметить, что почти всё это время я тормозил только передним тормозом, то есть на него приходилась вся нагрузка. Хотя конечно это не является оправданием того, что он так быстро вышел из строя, да и вообще работал по большей части крайне паскудно. Напоследок хочу показать, как выглядит рабочая поверхность одной из тормозных колодок после 9500 км. Есть один странный момент. Почти по всей длине рабочей поверхности, именно в тех местах, где колодки тёрлись о тормозной барабан, появились полосы коричневого цвета. На коррозию не похоже, да и как она вообще могла появиться, если тормоз всегда был просто забит смазкой. Впрочем, сейчас мне это уже безразлично. Короче, если кому-то интересно увидеть тормозную колодку роллерного тормоза после 9500+ км эксплуатации, то у вас появилась такая возможность:
Для полноты картины показываю также состояние поверхности тормозного барабана. Впрочем, здесь сложно увидеть что-либо:
Выводы, целесообразность покупки
Целью моего рассказа совершенно не являлась попытка как-либо очернить целый класс роллерных тормозов. Отнюдь. Я просто поделился своей историей, основанной на опыте. «Почему же так получилось, что твой тормоз столь фигово работал, да и протянул совсем недолго?», — спросите вы. Для себя я сделал такой вывод: мне попался тормоз с дефектом. В чём конкретно выражается дефект, неизвестно, можно лишь предполагать. Может быть материал колодок не должного качества или поверхность тормозного барабана, может быть где-то нарушены допуски изготовления. В любом случае мой экземпляр тормоза был однозначно бракованный, поскольку отработал он в «добром здравии» всего лишь чуть больше 1000 км. Дальше уже начались серьёзные проблемы. Конечно же вы можете написать мне в комментариях, что я всё делал не так, что дело не в бобине и надо было купить ещё и фирменную тормозную ручку за бешеные деньги. Что виновата ABS и чёрт знает что ещё. Ребята, я отъездил с этим тормозом почти 10 000 км, я разбирал его десятки раз, часами изучал каждую деталь, перепробовал всё. И уж поверьте мне, тормозная ручка точно не при чём и делал я всё правильно, просто тормоз оказался бракованным.
Да, я совершил ошибку, причём ещё до покупки тормоза. Самой главной ошибкой было доверять описанию с сайта PLANETARKI.RU, где было указано, что моя модель тормоза годится для велосипедистов весом до 90 кг (откуда это вообще взяли?). На самом деле роллерный тормоз нужно выбирать не по этому параметру, совершенно! Как я узнал впоследствии, современные роллерные тормоза отличаются друг от друга двумя главными параметрами: размером охлаждающего радиатора и типом тормозных колодок. При этом некоторые модели могут отличаться друг от друга лишь размером радиатора, а он, вот хоть убей, не влияет на тормозное усилие. Наевшись горького опыта, я могу сказать, что при выборе роллерного тормоза нужно руководствоваться одной из главных его характеристик — типом тормозных колодок. Жаль только не на всех сайтах достоверно указывается, какой у конкретной модели тип колодок. Они бывают V-образные и плоские, как в моей модели. Разница в том, что площадь V-образных колодок существенно больше, вследствие чего и эффективность работы тормоза будет выше. Также большим плюсом V-образных колодок является самоцентрирование относительно барабана, что обеспечивает стабильную работу тормоза, на плоских же колодках самоцентрирование невозможно. А раз оно невозможно, то колодки могут сдвигаться в одной из плоскостей относительно рабочей поверхности барабана, чем и была обусловлена нестабильность работы моего экземпляра тормоза. Эх! Знай я всё это раньше, я бы купил совсем другую модель, но что уж теперь сетовать.
Разумеется, мой негативный опыт не даёт основания ставить крест на всём типе роллерных тормозов. Это было бы крайне необъективно. Да, мне не повезло, но сам тормоз, по крайней мере, пока он был совсем новый, работал очень хорошо. Давайте порассуждаем немного о том, насколько целесообразно покупать и устанавливать на велосипед такой тип тормозов, то есть, какие плюсы и минусы.
Итак, плюсы. Конечно же надёжность и долговечность. Каждая деталь тормоза металлическая, в нём просто нет слабых элементов. Если вы не нарвётесь на брак, как я, то тормоз действительно прослужит вам очень долго. Ещё один существенный плюс — это возможность установить тормоз практически на любой дорожной велосипед, даже в тех случаях, когда установка ободных или иных тормозов невозможна.
Далее минусы, они существенны. Самый первый и важный минус всех роллерных тормозов это вес. Они очень тяжёлые. Если вы являетесь любителем лёгких велосипедов и считаете граммы, судорожно взвешивая на кухонных весах каждый болтик, то роллерный тормоз точно не для вас. Ведь одна только ABS-втулка Shimano NEXAVE HB-IM70, причём без оси и без гаек, весит почти полкило! А втулка с тормозом и гайками и вообще непомерно много — примерно 1200 грамм. Наверное не каждого прельщает расклад, при котором вы будете возить на переднем колесе килограммовую болванку. Ещё один ощутимый минус это цена. Как на сам тормоз, так и на смазку для него. Всё это отнюдь не копеешное, особенно если вы будете заказывать через интернет, оплачивая ещё и доставку. По цене роллерного тормоза и втулки для него, можно купить неплохой обод под ободные тормоза, сами тормоза, например v-brake или клещи высшего уровня и останется ещё на «ведро» тормозных колодок. Более мелкие минусы: выбор передних втулок под роллерный тормоз крайне скудный, все втулки крайне тяжёлые. Нет лёгких передних втулок без динамо и ABS! Покупатель просто обречён покупать либо то, либо другое, даже если оно не нужно даром, а это всегда лишний вес.
Кому же подойдёт роллерный тормоз? На мой взгляд, людям, которые ценят в велосипеде в первую очередь надёжность, долговечность, основательность. Велосипедистам, которым неважен вес. И конечно же, покупать стоит только модели с V-образными колодками. Это было моё личное мнение.
На этой ноте я завершаю повествование. Спасибо за понимание!
Пост обновлён 29.07.2017
В комментариях я обещал снять видео про роллерный тормоз. Наконец-то удалось это сделать. Выкладываю обещанное:
В абску можно добавить солидола,да наверное действительно бракованый тормоз,да и шимано часто с завода пережимают гайки+медная смазка действительно скрипит из-за меди например первые колодки на байках и авто были из меди и скрипели по страшному.Конечно жалко что тормоз бракованый.
Хотя если подумать возможно пружина износилась можно новую поставить или же поверхность колодок с беговой доржкой износились и ход стал больше возможно из-за стачивания канавки для схода масла “омелели» и масло остается там где не надо.
Печальный опыт, к сожалению. А слышали ли Вы про ситуации с дисковыми тормозами, когда на колодки в калипере(через ротор например) попадала какая-то смазка, в следствии чего тормоза теряли хваткость и начинали скрипеть? Судя по написанному про выковыривание грязи из механизма, когда появилось плохое срабатывание и последующие смазки.. Как думаете, может в этом дело(литол был зря)? Колодки от дисковых тормозов не спасает уже ничего, только замена(редко прогрев или спец жидкости срабатывают, но я бы не надеялся на это уже).
Кстати сейчас нашел https://www.youtube.com/watch?v=vvWI3EgP6N4 — там в комментариях один человек так и сказал.
Как кстати и чем сейчас тормозите?
Да, конечно я в курсе, что попадание смазки на тормозные колодки дискового тормоза приводят к его полной неработоспособсности. Но между роллерным и дисковым тормозом есть огромная разница, ведь в роллерном тормозе колодки полностью выполнены из металла и он просто не может нормально функционировать без смазки. Если бы причиной неработоспособности моего роллерного тормоза являлся литол, то это проявилось бы сразу после того, как я этим литолом его смазал. Но этого не произошло. К тому же, после того как я купил фирменню смазку для роллерных тормозов, я тщательно очистил тормоз и колодки от прежней смазки, не оставил и следа, после всё заново смазал фирменной смазкой. Однако после этих манипуляций тормоз не стал работать лучше, следовательно, опять таки, дело было не в литоле.
Сейчас на моём велосипеде только один тормоз — задний, втулочный.
Думаю всё дело в негерметичности конструкции и езде в межсезонье, песок абразивно стёр колодки.
Приветствую! Прежде всего, хочу поблагодарить за интересный рассказ и опыт использования роллерного тормоза. Такого подробного и одновременно написанного простым языком отзыва мне не удалось найти ни в рунете, ни где-либо еще. Даже просто читать его доставило удовольствие: я до сих пор смеюсь на моменте, где звук тормоза, смазанного смазкой МС 1600 сравнивается с корабельным гудком!
Собственно, на этот сайт я и набрел, пытаясь найти хоть какие-то отзывы конкретно о модели BR-IM55-F, которым должен был быть оснащен мой следующий вел. На мое счастье, нашел я этот отзыв уже после его приобретения, иначе, скорее всего, прочитав его, от покупки отказался бы. А на сегодняшний момент в моем распоряжении имеются уже два вела с передними роллерными тормозами, один из которых BR-IM55-F, а другой, более старой модификации, но позиционируемый так же — BR-С050-IM-F. И написать сей опус меня побудил как собственный опыт эксплуатации этих тормозов, так и попытка проанализировать, что же у Вашего экземпляра пошло не так.
Сразу хочу отметить, что оба моих экземпляра с самого начала вели себя при торможении совсем не так, как Вы описываете. Первый купленный мной тормоз, IM55, не был в состоянии полностью заблокировать колесо, как бы сильно я не сжимал тормозную ручку. Последняя, к слову, была рассчитана именно под роллерные тормоза, и рычажок, ответственный за изменение хода тросика, был переведен в положение C.R — в соответствии с рекомендациями Shimano. В принципе, можно даже ехать на первой передаче с зажатым тормозом, но конечно, с трудом. Второй экземпляр, BR-С050-IM-F, купленный для другого вела на замену вибрейкам, был способен уже заблокировать колесо так, что зажав ручку и сидя в седле, я не мог сдвинуть стоящий вел с места. Но тем не менее, никакого «эффекта подбрасывания вверх», как у Вас, даже близко не было, тем более на скорости 35 км/ч. Я бы даже сказал, что вибрейки были по эффективности сравнимы с С050 и значительно опережали IM55. Для справки, мой вес примерно 77 кг, что конечно, больше, чем Ваш, но с другой стороны, не так критично.
Далее — о втулках с АБС и без нее. У меня как раз обе модификации: одна со встроенной АБС, в точности такая же, как у Вас, а другая — с динамо и соответственно без АБС, и я могу отметить, что никакой разницы в эффективности торможения на этих двух втулках я не заметил. Более того, я тоже проверял из любопытства, работает ли АБС схожим с Вашим способом и тоже заметил, что охлаждающий диск тормоза не проворачивается относительно спиц. Возможно, она действительно рассчитана на людей с большим весом, либо по какой-то нелепой случайности у нас обоих бракованные втулки.
Возвращаясь к вопросу о том, что же привело в Вашем случае к такому скорому выходу тормоза из строя, мое мнение — имела место комбинация сразу нескольких факторов.
1. Некорректная работа тормоза с самого начала. Не буду голословным, но сошлюсь на мануал от самой Shimano:
If any of the following occur while using the brakes, stop riding immediately and ask the place of purchase to carry out inspection and repairs.
1) If abnormal noise is heard when the brakes are applied
2) If braking force is abnormally strong
3) If braking force is abnormally weak
In the case of 1) and 2), the cause might be not enough brake grease, so ask the place of purchase to grease the mechanism with special roller brake grease.
2.Кстати, даже некто Шелдон Браун пишет, что зачастую Shimano недокладывает в новые тормоза смазки, вот цитата:
Mechanics who regularly service Rollerbrakes recommend adding grease before first use, and partially disassembling the brake during periodic service to clean out the old grease. Internal drag can increase markedly as the grease becomes contaminated. Mechanic Jeff Bertolet comments:
The life cycle of a brake goes something like this: add small amount of grease (pea size amount) in addition to factory grease when installing a new brake. After some months, the grease is washed away by rain. The brake is now dry and has poor or nonexistent modulation which locks the wheel with the slightest pressure on the lever. A normal consumer would regrease the brake immediately at this point, but our bikes [bike-share fleet bikes] can go a few weeks between being checked by staff. If it is being ridden dry for weeks, the drum and/or shoes are damaged beyond repair. Regreasing at this point can bring the brake modulation back to normal levels temporarily, but the brake will lose all stopping power within a few weeks or months depending on how much it is ridden.
В принципе, основываясь только на этом, уже можно предположить одну из причин быстрой деградации тормоза — отсутствие смазки, и как следствие, появление задиров на тормозных поверхностях, окисление и разрушение последних вследствие локальных перегревов и отсутствия восстановительной среды и т.д. Да, Вы нанесли литол, смешав его с маслом примерно через 500 км пробега, но эта смазка сама по себе имеет довольно посредственные противозадирные свойства, а также имеет тенденцию к вытеканию при перегреве. К тому же она не очень водостойкая, а в смеси с маслом, еще и полужидкая консистенция наверняка способствовала вымыванию смазки из корпуса роллера. Вы позже и сами это обнаружили при разборке, когда нашли внутри тормозного барабана только кучу грязи. Очень важный момент, когда Вы заметили, что свободный ход «бобышки» увеличился настолько, что его не стало хватать для эффективного торможения. Уже тогда, еще до первой разборки, колодки были изношены фактически до состояния замены…
3. Любопытно, что на графитовой смазке тормоз стал работать лучше. Я не являюсь специалистом в области консистентных смазок, но мне кажется, что вследствие того, что графит в ее составе содержится в виде сравнительно крупных частиц, а также в смазке могли присутствовать и посторонние включения, это привело к хотя и небольшому, но все же улучшению контакта тормозных колодок с поверхностью барабана. К тому же, графитка более вязкая и обладает антиокислительными свойствами, а также намного более устойчива к высоким температурам, чем литол — все это способствовало тому, что на ней тормоз работал более-менее приемлемо. А вот фирменная смазка Shimano, хотя и содержит графит, при этом гораздо более «скользкая» и менее вязкая, так что уже предельно изношенные колодки на ней совершенно перестали работать.
В принципе, я допускаю, что брак мог быть и при изготовлении самих колодок, что привело бы к их преждевременному износу, но все-таки скорее всего, дело было в основном в отсутствии смазки с завода. Это, вообще-то, серьезный косяк Shimano, который приводит к необходимости ТО пользователем в самом начале эксплуатации тормоза, а это, на мой взгляд, не есть правильно, даже если и это открыто оговаривается в мануале.
Как заключение — пишите больше отзывов и вообще пишите! Сайт мне очень понравился, фотоотчеты интересно смотреть (в Троицке никогда не бывал, но судя по фоткам — у вас красиво), ну а велотематика (как и компьютерная) мне близка.
Удачи!
Здравствуйте. Благодарю за столь развёрнутый комментарий. Вполне возможно, что так всё и было — тормозу изначально не хватало смазки и колодки износились. Но в этом случае получается, что все плюсы роллерного тормоза, которые ему обычно вменяют, таковыми не являются. Ведь практически везде роллерный тормоз позиционируют как очень надёжный и не требующий частого обслуживания. Порой так и вообще встречаются заявления, что его хватит на весь срок службы велосипеда. А в реальности всего 500 километров с недостаточным количеством смазки и колодкам хана… Как-то это слишком уж быстро, учитывая, что живу я не в горной местности и тормозить слишком часто и долго мне практически никогда не приходится. Более того, могу привести пример — задние односкоростные втулки с ножным тормозом. Я очень много отъездил на таких втулках производства фирмы noname. Все эти втулки были очень низкого качества и постоянно ломались, но насколько бы они ни были низкого качества, мне ни разу не удавалось сточить на них тормозные колодки. И это при том, что я их почти никогда и не смазывал, только при разборке порою капал одну-две капли масла на тормозные колодки и всё. Подобной смазки хватало очень надолго и тормоз без проблем работал и 500 и более километров. Даже когда втулка полностью приходила в негодность, тормозные колодки в ней были всё ещё в хорошем состоянии. И это опять таки же при том, что когда я ездил на таких втулках, переднего тормоза у меня не было, то есть тормозил я только задним, втулочным.
Скорее всего у Шимано смазка для роллерного тормоза на основе дисульфида молибдена
Дисульфид молибдена образует тонкую пленку на поверхности, заполняя все микротрещины и существенно повышая антифрикционные свойства.
Думаю обычная высокотемпературная смазка здесь не подойдет. И здесь наверняка дело было в том, что смазки было мало с самого начала.. Роллерные тормоза не должны издавать звуки скрежета..
Думаю, что тот самый «невероятно громкий скрежет» во время тестирования ABS — это были колодки, а не втулка.. металл по металлу.
Вполне возможно, что изначально в тормозе было недостаточно смазки, это я допускаю. Но вот скрежет был именно из втулки, поскольку проявился он всего один раз, когда я намеренно пытался «стронуть» ABS втулки.
Присмотрел бу велосипед, стоит роллерный тормоз, при зажатии ручки тормоза колесо блокируется, но как бы остаётся люфт, оно немного прокручивается (1-2 см) вперёд и назад, такого быть не должно? Тормоз на заднем колесе
Небольшой ход вполне допустим, это обусловлено конструктивными особенностями тормоза.
Причем прокручивается без труда, свободный ход
Добрый день. По поводу износа. В механизме на большие мм изнашиваться нечему. Очень интересны Ваши 3 вместе фото где показана бобышка, ее перемещение, в течении времени эксплуатации тормоза. Вот бы по этому поводу какие-то Ваши мысли.
Здравствуйте. Я сам так до конца и не понял, что произошло с тормозом. В ближайшее время я хочу снять отдельное видео, где покажу тормоз детально, что с ним стало, как выглядят детали. Там же будут и мои мысли на эту тему.
Ждем-с, не забудем. Есть мысли. А в Троицке есть лаборатории по металлу? Марка (хим состав) стали, химико-термическая обработка колодок, поверхностная твердость, твердость на глубине 0,5 +0,2 мм ?
Нет, ничего подобного у нас в Троицке нет.
На принципе, кот. использован в этом тормозе, изготавливаются очень надежные, долговечные редукторы-вариаторы. Они герметичные, масло заливается И-40 . Там используется АЗОТИРОВАНИЕ трущихся частей. Можно конечно целую лекцию на эту тему, но я упомянул, чтобы обозначить что искать в тормозе.
Литол24, в тормозе при температуре, слишком жидкий.
Тогда остается понять из-за чего так увеличился ход бобышки, по фото.
Ждем-с. Не забыли.
Надо сказать.. Ваша история меня заставила насторожиться, у меня два велосипеда сейчас на роллерных тормозах. У одного чтобы затормозить надо оочень круто ручку выжимать до упора, ни о каком экстренном торможении и речи быть не может. У второго, наоборот, тормозит быстро и жестко. Модели тормозов одинаковые.
И да.. производитель сам пишет, что перед установкой надо убедиться в наличии достаточного кол. масла и если надо добавить…
Захотелось дозаправить тормоза своих велосипедов, чтобы избежать ваше участи.
После долгих усердных поисков, чем заменить фирменную смазку Шимано для ролллерных тормозов, я нашел что-то похожее на правду. Похоже фирменная смазка у них на основе MoS2 (дисульфида молибдена). Это специальные высокотемпературные смазки, подобного темного цвета, которые значительно уменьшают износ при взаимодействиях металл об метал, при малых оборотах и больших нагрузках.
Я себе в итоге решил взять Liqui Moly LM 47 Langzeitfett + MoS2
Посмотрим…
PS: Второй комментарий, который был найдет в сети насчет этих тормозов, был от пользователя, который прошел на них уже без малого 100К км. И он использовал Циатим доливая его каждый сезон (без разбора). Какой именно Циатим не уточняется 201-202-221 не уточняется.
Что думаете?:)
есть еще AGIP GR SM 2 (MoS2) вроде даже лучше немного…
Всё что я думаю, я рассказал в видео, которое выложу чуть позже. Оно будет добавлено в конец поста.
Не думаю, что там дело в MoS2 (дисульфид молибдена).
Мне швед дал, правда давно, синюю консистентную смазку, используемую в дифференциалах автомобиля. Хорошо работала, но не долго. Она вытекла, т. к. плавилась при 42 Цельсия. А синяя по цвету, так это что-то с медными солями.
Здравствуйте. Что-то тема заглохла с роллтормозами. Правда, должен признаться, что получил, практически ни за что, переднюю втулку с барабанным, колодочным, как на автомобиле, тормозом. Блестящий, никелированый, английский 1968 года! Почти новый. Поставил на обод — как он тормозит! Сказка. Правда тяжелый. Но кра-асивый.
Добрый день! Купил на днях велик со снятым передним колесом и роллерным тормозом,не знаю как подвести тормозной трос и собрать обратно роллер. Можете дать пошаговую инструкцию по полной сборке-установке роллерного тормоза к вилке? В электронном мануале от Шимано ничего не понятно особенно для человека,который в первый раз в жизни увидел такую конструкцию.
Здравствуйте. Вы, я так понимаю, изучали вот эту инструкцию? http://www.velobig.ru/Foto/NexusBR-IM55-80F.pdf Что конкретно в ней Вам непонятно? Передний роллерный тормоз достаточно простая конструкция, чтобы в его установке возникли какие-либо проблемы.
Купил б/у велосипед MBK на планетарной втулке с роллерными тормозами спереди и сзади. На переднем есть небольшой износ. Задний в идеале. Переварив ваши статьи и видео понял для себя принцип его работы. Все его элементы, за исключением тормозного барабана в движении велосипеда остаются неподвижными и их можно связать с наружней стороны от колеса густой смазкой(использовал смазку ШРУС), предотвратив этим дребезжание. В зоне контакта тормозного барабана и обоймы с роликами использовал более жидкую (смазка ШРУС, разбавленная маслом) для меньшего трения при вращении колеса и лучшего наката. Рабочую зону контакта тормозных колодок с тормозным барабаном пока смазал смазкой ШРУС , думаю только сюда есть смысл использовать оригинальную смазку.Из за установленной паралоновой прокладки тормозной барабан в движении постоянно будет тереться о роликовую обойму что уменьшит накат. Дребезжания при движении нет. Свободный ход ручек небольшой. Велосипед шоссейный,по грязи не езжу. При торможении всегда использую два тормоза, чтобы не перегружать каждый по отдельности.
Так, народ, тема нужная. Вопрос, что там с V-образными колодками и чем на самом деле различаются тормоза?
Тормоза с V-образными колодками и с плоскими отличаются друг от друга тем, что V-образные колодки обеспечивают более эффективное торможение в силу большей площади тормозных колодок. Также плюс тормоза с V-образными колодками в том, что на колодках имеется возвратная пружина.
Мне первое что пришло в голову только, что колодки нужно было поменять. Видно, что прилично стёрлись.
Планетарка много весит и съедает кпд + тяжелый тормоз почти полтора кг, тоже думал поставить, но ехать тяжелее будет.
Эх, если б эти колодки ещё отдельно продавались…
Я бы попробовал проложить тонкую часовую пружину из каленой стали (от какого-нибудь старого будильника) между роликами и тормозными колодками.
Пружина должна быть в виде целого витка, концы пружины отогнуть вверх к колодкам для того чтобы она не крутилась, а упиралась концами в колодки. Между торцами тормозных колодок.
Таким образом выберется износ колодок.