Sachs Spectro P5 — планетарка на 5 передач
Всем привет, это Я! Имеется у меня в наличии старая планетарная втулка Sachs Spectro P5. Характеризуется она пятью передачами и встроенным ножным тормозом (coaster brake). Втулка была снята со старого, импортного велосипеда, примерно 90х годов производства. И досталась мне в некомплектном состоянии. В этой статье я хочу показать вам эту втулку. Помимо внешнего вида, будет разбор и осмотр состояния внутренностей. Приступим!
Внешний вид втулки. На вид она солидная, да и вес внушительный:
OLD втулки 120 мм, 36 отверстий во фланцах. Показываю основные надписи:
На хвостовике тормоза также имеется надпись Sachs Spectro. Здесь в оси видна какая-то регулировка под крестовую отвёртку. Видимо при помощи этой крутилки осуществляется натяжение пружины внутри:
Вид со стороны привода. Посадочное место под звёзды со стандартным трёхшлицевым креплением:
Общий вес втулки, без звезды и гаек — 1,55 КГ:
Вместе со втулкой мне достался шифтер и коленчатый рычаг. Столь короткий тросик я сделал специально, чтобы было удобнее разбираться с переключением передач:
А разбираться есть с чем. Дело в том, что втулка досталась мне без самого главного — двух толкателей (штоков). Да-да, их именно два, а не один, как в планетарке Shimano Nexus Inter 3. Я пытался найти информацию о том, каких размеров должны быть штоки и что они из себя вообще представляют. Нашёл следующую фотографию:
Как видим, на фотографии представлены сразу два набора штоков, для втулки SRAM и Sachs. Дело в том, что фирму Sachs в своё время купила компания SRAM и с тех пор втулки стали продаваться под брендом SRAM. Но всё ж таки моя втулка не SRAM, но и не Pentasport, а Spectro. Каких же всё-таки размеров должны быть штоки? Из фотографии стало ясно одно — один шток, длинный, можно сделать из спицы, а второй это обычная трубка. Я поэкспериментировал и сделал два штока наподобие:
Как бы там ни было, добиться корректного переключения передач мне не удалось. И дело точно не в шифтере. Я его разбирал, он полностью исправен и свою функцию выполняет должным образом. Кстати, вот он:
Зато есть подозрения в исправности коленчатого рычага. У него внутри сразу две лапки, одна из которых толкает шток-трубку, а вторая спицу. Я понаблюдал как двигаются эти лапки и засомневался в корректности их движения.
Так что, для того, чтобы переключение передач заработало наверняка, мне нужно сразу два новых штока и новый коленчатый рычаг. Да только где их купить? В общем-то, запчасти для подобных втулок продаются. Но в том и дело, что «для подобных». Найти штоки конкретно под Sachs Spectro P5 мне не удалось. Может я плохо искал? Единственное, что мне удалось найти похожего, это штоки для втулки SRAM Pentasport:
В общем, если кто знает, где купить запчасти для моей втулки, которые 100% подойдут, просьба сообщить в комментариях.
Вообще планы у меня на эту втулку такие. Её вполне можно поставить на мой Fuji Declaration, она отлично впишется в его раму. Конечно, это будет возможно только после того, как я смогу добиться переключения передач. Но есть кое что ещё, что нужно сделать прежде. Поскольку втулка эта долгое время хранилась неизвестно при каких условиях, она внутри может быть не в самой лучшей кондиции. А следовательно, нужно её разобрать и посмотреть, что там внутри. Может одна ржа и место ей в пропасти.
Разобрав втулку, ничего криминального я внутри не увидел. Да, есть смазка коричневатого цвета. Сначала я подумал, что это коррозия. Но при более внимательном осмотре склонился к выводу, что всё таки это просто цвет смазки такой. Разбирать втулку на мелкие детали я не стал. Для оценки состояния было достаточно лишь извлечь внутренний узел:
Корпус втулки внутри тоже бодрячком. Критичного износа я не заметил. Это сторона, где расположены тормозные колодки:
С противоположной стороны:
А вот и сами тормозные колодки, сразу видно, что они нисколько не сточены и находятся практически в идеальном состоянии. Очевидно, что тормозом пользовались не часто:
Подшипник со стороны тормоза:
А это конус, по дорожке которого катится подшипник. Здесь также устанавливаются тормозные колодки и фиксируются от проворачивания:
Внутренний узел, общий вид:
При ближайшем рассмотрении не было замечено значительных следов износа. А все элементы механизма покрыты слоем смазки:
Я не стал очищать втулку от старой смазки и перемазывать по новой. Я просто пролил её маслом насквозь. В конце концов, я пока что не планирую на ней ездить. Сначала нужно решить проблему переключения передач.
Вердикт по состоянию: втулка годная, можно собирать колесо. Если мне удастся приобрести набор штоков и коленчатый рычаг, я очевидно так и сделаю. Соберу колесо и установлю на свой Fuji Declaration. Всё ж таки, пять передач ощутимо лучше, чем три.
В качестве дополнения к этой статье, можете посмотреть видео, которое я снял специально для своего youtube-канала:
На этом всё, всем спасибо за внимание!
Втулки Сакс имеют очень высокий КПД, советую привести её в порядок и обязательно опробовать на ходу, думаю, что к шимано не захочется возвращаться, не смотря на то, что у последней легче переключать передачи. Стоит обязательно осмотреть сепаратор маленького подшипника, это самое слабое место во втулках сакс. Напишите на веломании в форуме «планетарии всех стран соединяйтесь» там есть люди, которые очень хорошо знают конструкцию кликбокса и как работают штыри.
Купил Pegasus с такой втулкой,теперь разбираюсь,что как,по чем и зачем.Свободный ход задней втулки примерно сколько должен быть?Если кто знает,поделитесь плс.
https://www.olx.ua/d/obyavlenie/planetarna-vtulka-sram-p-5-nova-IDIEDjv.html?sd=1#117c797547
Где купить тросик к планетарка Тоrpedo Penta Sport 5 передач?!
Есть велосипед с такой втулкой.Тоже был в полурабочем состоянии. Чтобы настроить пришлось повозиться.Из двух фото штоки переключения на моем велосипеде соответствуют верхнему(sram).На полом штоке (с отверстием и большего диаметра) с одного конца должна быть развальцовка «под грибок» Размер этого грибка тоже имеет значение. Более подробно смогу поделиться летом, когда можно будет все сфотографировать или снять видео, если будет интерес.
Вообще, втулка показалась «сыроватой», несмотря на известный бренд.И механизм переключения- штоки с толкателем как раз слабое звено. Ещё показались очень сближенными первые две передачи. Хотя сам планетарный механизм сработан качественно и надёжен. Хорошее уплотнение. Отсутствие грязи и износа при разборке это подтверждают.
Этот вел заставил обратить внимание на планетарки. И я в них влюбился. Сейчас имею в пользовании аппарат с 8-ми скоростной Шимано и на ремне.Возможность «втыкать» с 8 сразу 1 передачу стоя у светофора или на ходу и ничего не мазать и не обслуживать 2 сезона подряд — я от этого кайфую.
На эту втулку 113.6,,,, 74.6