Установка и настройка планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41)
Внимание! Данная инструкция подразумевает, что вы уже имеете колесо с планетарной втулкой Shimano Nexus Inter 3 с ножным тормозом в сборе, то есть колесо заспицовано.
В данной статье использованы скриншоты официального руководства по установке и настройке планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41), скачанного с сайта shimano.com.
1. Установка звёздочки на втулку
Для начала наденьте на втулку чёрный водонепроницаемый пыльник (E) (он может быть уже установлен на втулке), затем тонкий металлический пыльник (C), который должен размещаться между втулкой и звездочкой. Обратите внимание на то, что этот пыльник имеет ориентацию и устанавливается лишь одной стороной. Затем наденьте на втулку звёздочку (B), а после неё стопорное (запорное) кольцо (A). Для установки стопорного кольца в соответствующую канавку, удобно воспользоваться тонкой плоской отвёрткой. Удерживая одну сторону стопорного кольца, аккуратно подденьте кольцо отвёрткой и направьте в посадочную канавку. Также можно воспользоваться двумя тонкими отвёртками.
Обратите внимание. Если ваша звёздочка имеет форму тарелки, то вы можете установить её разными сторонами для того, чтобы добиться наиболее точного соблюдения линии цепи, так называемого чейнлайна. Попробуйте оба положения и посмотрите в каком из них цепь идёт от передней звезды к задней наиболее ровно:
2. Установка втулки Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41) с ножным тормозом на раму велосипеда
Оденьте цепь на звездочку и установите колесо, чтобы ось (A) встала в дропауты (B) рамы:
Затем наденьте стопорную шайбу жёлтого цвета (C) на ось втулки. Стопорная шайба одевается снаружи рамы со стороны тормозного рычага и должна быть направлена выступами в дропаут рамы, поскольку она предназначена для того, чтобы ось втулки не проворачивалась в дропаутах. Для совмещения выступов стопорной шайбы с дропаутом рамы, необходимо провернуть ось втулки в соответствующее положение:
После проверните тормозной рычаг (D) к нижнему перу рамы (G), наденьте на перо хомут (H), вставьте болт (F) и слегка наверните на него гайку (E), затягивать гайку пока не нужно, это необходимо для того, чтобы хомут мог двигаться относительно нижнего пера рамы, когда вы будете натягивать цепь:
Теперь обеспечьте натяжение цепи, передвигая колесо в дропаутах рамы и после затягивайте гайки (I) с обеих сторон оси ключом на 15 мм, момент затяжки 30—45 Н·м. Если у вас нет динамометрического ключа, то соответственно затягивайте гайки на глаз, слишком усердствовать, надавливая на ключ всем весом, не стоит, чтобы не сорвать резьбу. Прежде чем окончательно затянуть гайки, убедитесь, что жёлтая стопорная шайба не сместилась во время регулировки натяжения цепи и её выступы по-прежнему направлены внутрь дропаута. Также я рекомендую подложить тоненькую шайбу под гайку со стороны звёздочки, тогда гайка не будет портить дропаут при затягивании.
И наконец можно окончательно затянуть гайку (K) на хомуте (N), удерживающем тормозной рычаг, с помощью ключа 10 мм. Момент затяжки 2-3 Н·м, если у вас нет динамометрического ключа, затягивайте гайку с не слишком большим усилием (примерно в 10 раз меньшим, чем при затягивании гаек оси втулки):
3. Установка шифтера (манетки) на руль
Наденьте шифтер на руль и установите на прямом участке, затем проверните относительно оси руля и выставите положение, в котором вам будет наиболее удобно его использовать и смотреть, какая передача на данный момент включена. Далее слегка заверните стяжной болт на шифтере шестигранником на 5 мм, для того, чтобы шифтер не сдвигался, когда вы будете одевать грип. Теперь оденьте грип таким образом, чтобы между ним и шифтером оставался небольшой зазор, это необходимо для того, чтобы шифтер мог свободно вращаться, обеспечивая лёгкое переключение передач. Теперь можно окончательно затянуть стяжной болт шестигранником на 5 мм с усилием 6-8 Н·м, не следует прикладывать слишком большое усилие, чтобы не сорвать резьбу.
4. Установка троса переключения передач
Выставите на шифтере первую передачу, а затем снимите крышку (B). Для этого необходимо открутить два винта (A) с помощью маленькой крестовой отвёртки:
Пропустите трос через отверстие поворотника (E), который осуществляет движение троса, когда вы переключаете передачи, затем через отверстие упора оплётки троса (C). Трос должен ровно лечь в направляющую канавку (D):
Потяните за трос и убедитесь, что барабанчик на конце тросика плотно сел в предназначенное для него углубление (F) в поворотнике:
Далее проденьте трос в оплётку (рубашку) и вставьте её в упор шифтера (G):
Теперь установите обратно крышку (I) и закрутите два винта (H) маленькой крестовой отвёрткой с усилием 0,1-0,2 Н·м. Это означает, что при заворачивании нужно прикладывать минимальное усилие, чтобы не сорвать резьбу:
Теперь переходим к установке троса в механизм Bell Crank. Для начала необходимо снять с него крышку, открутив фиксирующий винт:
Ослабьте гайку крепления троса (E). Далее пропустите трос через винт регулировки троса (B), затем через линк (C), а после между фиксирующей пластиной (D) и крепёжной гайкой (E). Убедитесь, что трос прошёл через линк (C):
Выставите на шифтере вторую передачу, убедитесь, что винт регулировки троса закручен примерно на половину, а после натяните трос в механизме Bell Crank, при этом конец линка (c) должен находиться между двумя белыми линиями (b), затяните крепёжную гайку, фиксирующую трос. Внимание! При выполнении этого действия, убедитесь, что оплётка троса (рубашка) плотно вставлена в упор шифтера и винт регулировки троса Bell Crank’a!
После затяжки крепёжной гайки, фиксирующей трос, нужно обрезать лишнюю длину троса рядом с гайкой. Внимание! Прежде чем обрезать трос, убедитесь, что оплётка троса (рубашка) плотно вставлена до конца в упор шифтера и винт регулировки троса Bell Crank’a и конец линка по прежнему находится между белыми линиями. Также проверьте, что винт регулировки троса закручен примерно на половину, это необходимо для возможности регулировки переключения передач.
Теперь можно установить крышку механизма Bell Crank обратно и завернуть фиксирующий её винт. Установка троса на этом завершена.
5. Установка коленчатого рычага (механизма Bell Crank)
Вставьте толкатель (A) (шток) в ось втулки:
Наденьте коленчатый рычаг (Bell Crank) на ось, совместив шлицы Bell Crank’a с гранями гайки (D). Напрессовывайте Bell Crank до тех пор, пока торец оси не совпадёт с краем прозрачного окна Bell Crank’a. Проще говоря, надевайте Bell Crank до упора, при этом не стоит прилагать слишком большое усилие. После, удерживая Bell Crank одной рукой, заверните с помощью ключа 10 мм крепёжный винт (B). Усилие затяжки 3-5 Н·м. Внимание! Если у вас пластиковый Bell Crank, то затягивайте крепёжный винт (B) предельно аккуратно, не прилагая слишком большого усилия, чтобы не повредить резьбу:
6. Крепление троса на раме велосипеда
Закрепите трос на раме в нескольких местах с помощью хомутов, стяжек или резинок. Расстояние от дропаута до первого хомута слева должно составлять 20-25 см, чтобы трос не изгибался слишком сильно. Также не стоит слишком сильно изгибать трос под кареточным узлом. Убедитесь, что руль вращается свободно и не тянет трос:
7. Настройка переключения передач
Настройка переключения передач планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41) крайне проста! Итак, включите вторую передачу на шифтере. Теперь, вращая регулировочный винт натяжения троса, вам нужно добиться такого положения жёлтой метки на рычаге, который двигает шток, чтобы она находилась между двумя жёлтыми линиями в окошке Bell Crank. Более точной настройки можно добиться, ориентируясь на положение красной метки штока. Вооружитесь ярким фонариком и светите им в окошка Bell Crank’a, чтобы лучше видеть красную метку. Теперь, вращая регулировочный винт, добейтесь такого положения красной метки на штоке, чтобы она совпадала ровно с концом оси втулки. Данные манипуляции необходимо проделывать при включенной второй передаче на шифтере. После завершения настройки, проверьте её: несколько раз переключите каждую передачу от 1 до 3 и обратно, вращайте педали, дабы убедиться в том, что во втулке осуществляется переключение передач. Для завершения настройки, вновь установите вторую передачу на шифтере и убедитесь, что красная метка на штоке по прежнему совпадает с концом оси втулки:
После того, как вы убедитесь в том, что передачи переключаются корректно, затяните контргайку (G) ключом 10 мм с небольшим усилием (1,5-2,5 Н·м). На этом настройка завершена, можно отправляться кататься!
Также читайте о том, как производитель рекомендует смазывать планетарную втулку Shimano Nexus Inter 3 и о том, как это делал я.
В данной статье использованы скриншоты официального руководства по установке и настройке планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41), скачанного с сайта shimano.com.
Большое спасибо за подробное описание настройки и регулировки планетарки и троса переключения передач!Займусь,теперь…правда не знаю какой марки втулка на моём велике «Sparta»
У меня Sram 3х скоростная,регулировал после заменя троса и ни как…то 2я и 1я есть а 3й нет то только 1я и 2я.Подскажите как регульнуть? Принцип один и тот же а конструкция Shimano отличается
По поводу настройки SRAM i-motion 3 рекомендую обратиться к официальному руководству, которое можно найти по ссылке. Сам лично я этой втулкой не пользовался, поэтому от себя ничего не могу добавить.
У меня Sram 3х cтупка.
Благодарю за руководство.
Прочитал, поставил и отрегулировал.
А можно получить такую инструкцию для SHIMANO NEXUS 7?
Да, на сайте shimano в разделе техническая информация. Не могу дать прямую ссылку из-за специфики работы сайта shimano. Вам нужно зайти сюда: http://si.shimano.com/ и в поиске набрать название модели вашей втулки, например SG-7C30 для семискоростной втулки с ножным тормозом.
Здравствуйте,
Благодарю вас за обстоятельную информацию по этой втулке. У меня новый велосипед с втулкой Shimano Inter 3. Я в своей жизни не имел с ними практически никогда дела, но теперь возникло пару вопросов по этому поводу. Помогите, пожалуйста, с ответами.
1. Нормально ли, что ощущается некоторое торможение при прокручивании на свободном (без участия педалей) ходу, т.е. колесо крутится совсем не свободно, а несколько заторможенно, ощутимо меньше, чем если переднее колесо, где нет такой втулки. А когда убираешь контакт ног (или рук, если крутишь руками) с педалями, то шатуны вращаются сами, — усилие сопротивления во втулке передаётся на цепь и заставляет крутить шатуны. Соответственно, крутя назад, можно заставить втулку вращаться. Всё это указывает на наличие некоего тормозящего момента внутри втулки. Нормально ли это и, если нет, как устранить этот дефект?
Заранее скажу, что конус оси я ослабил насколько это только можно, это делать я умею, но вопрос не в конусе, а словно бы в самой втулке.
Заранее благодарю. Мой номер 8 904 338 67 68, если что — вайбер или ВА или Телеграм.
Приветствую. Чтобы что-то Вам ответить, нужно знать точную модель втулки, они бывают разными, с ножным тормозом, под роллерный, под дисковый. Они отличаются и сильно, например, я знаю, что втулки под дисковый тормоз сделаны с применением обгонных муфт, а во втулках с ножным тормозом используются трещётки с собачками. Сам лично я пользуюсь втулкой с ножным тормозом, так что говорить что-то могу только о ней, с другими моделями я дела не имел. И судя по Вами написанному, Ваша втулка без ножного тормоза, так что подсказать наверняка я не могу. В общем и целом могу сказать, что конечно же заднее колесо с планетарной втулкой будет крутиться хуже, чем переднее колесо, где нет никаких механизмов, это нормально. Речь конечно же идёт о модели SG-3C41 с ножным тормозом, где сцепление выполнено с помощью собачек. Во втулках, где используются обгонные муфты, должна быть немного другая ситуация, но опять же, я не могу говорить наверняка, потому что ни разу ими не пользовался.
Поправка: * … крутя назад, можно заставить колесо вращаться.
PS Это втулка со свободным ходом.
Здравствуйте.. У меня такая ситуация. Втулка Shimano nexus 3 с ножным тормозом. Велик совершенно новый. В общем наката просто никакого нет. Если ехать по наклонной вниз на третей скорости, то больше 27 км по велокомпу набрать не могу. И как только перестаёшь крутить педали, то по той же наклонной начинаешь ощутимо сбрасывать скорость, как будто кто-то прицепился сзади. Честно сказать, меня это просто убило! На первой скорости тяга большая, скорости особо не набрать, поэтому про накат на низкой скорости ничего не могу сказать. Что можете подсказать?. Заранее спасибо.
Здравствуйте. У Вас явно что-то неисправно во втулке. Потому что я спокойно разгоняюсь на своей планетарке до 55 км/ч с горы и до 45 по ровной дороге с попутным ветром. Что конкретно в Вашей втулке не так я конечно же заочно сказать не могу, но для начала нужно проверить не перетянута ли она, как вращается колесо в подвешенном состоянии, без нагрузки.
у меня то же есть такое впечатление, что перетянуто.. там конструкция затяжки такая же как на старых советских? просто сам сидел думал.. и вспомнил, что раньше мелкимм был на орлёнке перетянешь колесо.. и не едет… буду на досуге пробовать.. по результату отпишусь…
Ну да, всё практически в точности как на односкоростных втулках с ножным тормозом. Регулировка осуществляется двумя гайками со стороны тормоза. Определить, что втулка перетянута, очень просто. Нужно снять колесо и покрутить ведомую звёздочку рукой. Если втулка перетянута, то звёздочка будет вращаться с ощутимым усилием. И соответственно само колесо тоже.
Начал со сравнения вращения переднего и заднего колеса… Крутанул легонько переднее и заднее раскрутил сильно педалями — переднее все ещё крутиться, заднее уже остановилось. Успел до темна снять колесо и открутить две гайки со стороны тормоза… втулка крутиться туго (( даже полностью открутил гайки, снял кожух с подшипником .. С другой стороны квадрат и гайка на 17… может тут что-то надо расслабить?
Ну раз уж Вы полностью открутили гайки, то тогда вытащите целиком внутренний узел и попробуйте покрутить звёздочку. Там ничего не должно препятствовать вращению. Гайку и конус со стороны звёздочки я ни разу не трогал, не было нужды. Но если они перетянуты, то полагаю, что звёздочка должна крутиться туго.
Разобрал втулку. Тормозит вращение пружина, которая расшиперивает располовиненую тормозную шестерню. Как-то странно это все. Если снять или не зажимать эту шестерню, то втулка вращается легко.
В самом деле странно. Но я не совсем понял о какой шестерне речь. Если бы Вы показали фото, стало более понятно.
https://a.radikal.ru/a15/1806/a9/62c475455d1c.jpg
вот эта пружинка расшиперивает шестерню и она зацепляется внутри втулки за зубья и колесо тормозит. Так вот эта пружина получается крутится вокруг своей оси вместе со всей втулкой в направлении движения вперёд. и тем самым создается избыточное трение. Если убрать тормозную шестерню, то вращение свободное. Но тогда не будет тормозов и педали можно будет крутить в обратную сторону, как на многоскоростном горнике.
На фото пружина, как и весь узел целиком, выглядит так же, как у меня, но я же с подобной проблемой не сталкивался. Так что к сожалению подсказать ничего не могу. По поводу смазки. Я сейчас мажу MC Blue, точечно, то есть только туда, где смазка должна быть. Меня устраивает. Ну а этот пост Вы наверняка уже видели https://sandyfoto.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie-planetarnoj-vtulki-shimano-nexus-inter-3-sg-3c41.html
докучи перелапатил все что попалось в инете, ничего не нашёл по этому вопросу.. был в вело магазине.. тамошние мастера ничего в планетарках не сооброжают )) и вопрос по смазке открытый.. Масло для редукторов хотел найти — не смог.. Шрус 4 слишком густой… че намазать пока не определился.. на работе вся консистентная смазка тоже густая(
В общем все собрал назад. смазал Berulub FB 34 — не сильно густая смазка. Поставил звезду на 2 зуба больше для пущего увеселения. Крутится все равно не так свободно, как хотелось бы. (
Добрый день. Возникла проблема с SHIMANO NEXUS 3 с ножным тормозом. При езде на 2-ой передаче появляется ощутимый щелчок со стороны втулки; раньше редко, а сегодня после непродолжительной езды почти каждую минуту + стали прокручиваться педали пару раз. Когда катил велосипед (шел рядом) сама переключилась со 2-ой на 1-ую. может надо заново настроить? Заранее спасибо.
Здравствуйте. Конечно же в первую очередь нужно проверить настройку переключения передач, корректность движения штока. Но меня больше настораживает то, что у вас «прокручивались» педали. Если я правильно понял, то у Вас пропадало сцепление. Поправьте, если это не так.
Добрый день, поставил на аист shimano nexus 3, все отрегулировал как надо, но 3я почемуто не включается
Здравствуйте. Не включается каким образом? При переключении шток двигается, но передача не включается? Или же шток не двигается.
Шток двигается, но никаких изменений при движении не происходит
Значит неисправность внутри самой втулки, без разборки не обойтись.
Какие и где купить подшипники на 3 скоростную планитарку с ножным тормозом. Sturmty Archer THREE SPEED AWC COASTER BRAKE made in 96-4 england
Очень интересный вопрос, на который я не знаю ответа.
Спасибо
Добрый день. Правильно я понимаю, что край стеклянного окошка это и есть край втулки, по которому нужно ровнять красную метку (шимано нексус 3). Собрал велик «из коробки» сам и никак не могу правильно настроить переключение передач. Вчера вечером вроде все работало, а сегодня поехал на работу и по дороге пропала 1 передача, начались прокруты. Втотрая и третья работают.
Здравствуйте. Совершенно верно, край окошка, тот, что ближе к втулке, он совпадает с концом оси втулки. Это отлично видно, если посветить в окошко фонариком. Правильная настройка заключается в том, чтобы на второй передаче красная метка на штоке совпадала с краем оси. Схематическое изображение:
Подскажите еще по данной втулке:
Это нормально, на первой передаче трещетки не слышно, а на второй и третьей она отчетливо слышна.
Да, нормально, так и должно быть.
А Вы можете помочь с выбором? Я хочу на свой старый Аист поставить такую втулку. Только не могу понять, какую длину оси нужно? ОЛД — 110, колеса 24. Что втулку надо брать на 120 — это понятно, а длина оси — ???
Поможете? Желательно сдублировать ваш ответ на емейл… Спасибо!
Здравствуйте. Не имел дела с велосипедами Аист, поэтому не могу точно сказать. Но думаю 168 мм вполне достаточно.
Здравствуйте А нормально если положение штока в окошке после переключения передач с первой на вторую почти не меняется совсем?
Здравствуйте. А передачи при этом переключаются? Не могу сказать, что при нормальном переключении положение «почти» не меняется. Оно меняется и существенно, следовательно, у вас переключение происходит не совсем корректно (не полностью).
Здравствуйте. Спасибо за подробную инструкцию! Установил SG-3C41 и вроде все получилось, но смущает что при качении велосипеда назад крутятся педали — это нормально?
Здравствуйте. Педали должны крутиться при качении велосипеда назад — храповик работает в обратную сторону.
Здравствуйте.Есть голая втулка Shimano nexus SG — 3R40.Какой роллерный тормоз брать? Они все идентичны или нет.Спасибо.
Здравствуйте. Они далеко не одинаковые. Есть два типа роллерных тормозов. С плоскими и V-образными тормозными колодками. Младшие модели как правило с плоскими тормозными колодками, а более дорогие с V-образными. По крайней мере так было, когда я покупал свой роллерный тормоз. Было это давненько, может уже что-то изменилось.