Главная Архив и поиск Сайты Последние комменты Карта Троицка
Велосипедное Компьютерное Фототема Троицк Разное
бновлено: 23.04.2019

Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Как вы уже прочитали в дневнике планетарной втулки, на днях у меня произошла поломка в дороге. Заднее колесо заклинило и больше не крутилось. Пришлось разбирать втулку. В этом посте я покажу, что же я увидел, когда её разобрал и также покажу состояние различных её деталей на предмет износа.

Когда я снял колесо с велосипеда, втулка не вращалась. Двигаться она начала только когда я открутил гайки со стороны тормоза, но сделав это, сразу обнаружил, что конус со стороны звёздочки также расконтрился и открутился естественным образом. Далее я вынул внутренний узел из ступицы и увидел такую картину. Подшипник со стороны тормоза разжевало, возвратные пружины собачек, которые возле тормозных колодок, тоже разжевало и одна из собачек вылетела из своего рабочего места.

Показываю как это выглядит. Сначала подшипник. Его сепаратор разломило на несколько частей, но сами шарики целые:

1.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Фрагменты возвратных пружин. На самом деле этих фрагментов больше. В общем пружины пришли в негодность:

2.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Одна из собачек зацепления оказалась нехило так подмята. Я положил её для сравнения с другими, целыми, чтобы наглядно показать масштабы повреждения:

3.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Ещё одну из собачек также помяло, но уже не так сильно, фотографировать её не стал. Но в любом случае она требует замены. Больше я критических повреждений не нашёл, по крайней мере сразу. То есть, чтобы починить втулку, нужно заменить возвратные пружины собачек, а также сами повреждённые собачки и подшипник со стороны тормоза. Я расскажу о том, как мне удалось это сделать в конце поста, а пока продемонстрирую фотографии различных деталей втулки для оценки их состояния по внешнему виду.

Само собой, прежде чем фотографировать, я отмыл все детали, насколько это было возможным. Показывать начну с конуса, где расположен подшипник, который размололо. Сфотографировать рабочую поверхность этого конуса сложно, поэтому на всякий случай отмечу, что ничего криминального я там не увидел ни на фото, ни собственными глазами:

4.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега


Далее будем двигаться по элементам втулки в сторону звёздочки. И на очереди тормозные колодки. Выглядят они всё ещё сносно, но на ощупь, трогая пальцем, становится ясно, что поверхность их сплошь, как напильник, шершавая:

5.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Деталь, совмещающая роликовую муфту, разжимающую тормозные колодки и водило сателлитов. Общий вид:

6.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Сами шестерёнки в отличном состоянии, я не увидел никаких повреждений на зубцах. Да, я помню, что меня просили показать оси сателлитов, но мне было крайне лень разбирать этот узел. Я итак провозился почти весь день и очень устал, тратить дополнительное время не было никакого желания:

7.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Ось втулки выглядит следующим образом:

8.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега


Вот в этом месте образовался какой-то медного цвета налёт. Да, я помню, он был и раньше и я писал, что это забуревшая смазка. Признаю, был не прав, это не смазка, а действительно ось такого цвета. Как бы я её не оттирал, цвет не меняется. Коррозия? Возможно, только не пойму как. Всё это место было сплошь покрыто смазкой. Как под смазкой могла образоваться коррозия и почему её нет в других местах?

9.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Солнечная шестерня в норме, повреждений не обнаружено:

10.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Кольцевая шестерня с собачками, общий вид:

11.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Зубцы в норме, проблем при осмотре не обнаружил. Но обнаружил трещину, причём когда уже просматривал фотографии за компьютером. После я кинулся рассматривать эту «трещину», она не сквозная, не сильно глубокая и вообще непонятно что это такое и как образовалось. Я посмотрел старые фотографии и оказалось, что эта «трещина» уже там была когда я разбирал втулку в самый первый раз:

12.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега


Вот так выглядела эта «трещина», когда я разбирал втулку впервые, пробег на тот момент был 5500 км. Скорее всего эта «трещина» был там всегда:

13.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Ладно, пёс бы с ней, с этой трещиной. Выяснилось кое что другое. Оказалось, что возвратная пружина одной из больших собачек отсутствует. Видимо она разломалась и вылетела, а я в общей массе кусков не заметил её исчезновение. Так что к ремонту добавилась ещё и эта проблема.

С другой стороны, здесь видно, что на собачке справа нет пружины:

14.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Деталь, через которую осуществляется привод втулки, здесь расположен большой подшипник с пластиковым сепаратором, дорожка в отличном состоянии:

15.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Как и сам подшипник:

16.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега


А вот маленький конус, который я в прошлом году протачивал, опять начало бомбить. «Да и пёс с ним», — скажу я вам, это меньшая из проблем для меня:

17.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Напоследок покажу ступицу. Хотя на фото особо ничего не видно, рабочие дорожки подшипников в отличном состоянии:

18.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Никаких выщербин или неровностей я не увидел. Здесь кстати, заодно можно увидеть состояние поверхности, где трутся тормозные колодки. Как и ожидалось, спустя более чем 27 000 км, там всё прилично подъедено:

19.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

А теперь, когда я закончил с фотографиями, расскажу, каким образом я буду исправлять сложившуюся ситуацию. С собачками сразу всё было хорошо. У меня на такой случай лежало две запасных от китайских трещёток. Точно так же я где-то про запас положил возвратные пружины из тех же трещёток, которые благополучно не смог найти. И вот это уже стало проблемой, потому что покупать новую трещётку из-за одних лишь пружинок мне не хотелось. Не оставалось ничего, кроме как сделать пружины из подручных средств. Таким средством оказались стальные колечки от брелков. На них обычно вешают ключи и т.п. Мне удалось разогнуть кольцо и придать ему новую форму нужного диаметра, чтобы оно могло выполнять роль возвратной пружины. Показываю, как выглядят мои рукодельные пружины. Они значительно толще оригинальных, поэтому родные собачки с ними использовать не получится:

20.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега


В любом случае, свою функцию они выполняют, выводя собачки в максимально возможное рабочее положение:

21.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Также нужно было исправить отсутствие пружины одной из больших собачек. Родная пружина очень тонкая и имеет сложную форму:

22.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Сделать её самостоятельно было куда сложнее, но всё же мне это удалось. Смотрится не очень аккуратно, но функцию свою выполняет:

23.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Осталось только починить подшипник. Вроде всё просто, можно заменить сепараторный на насыпной, то есть просто наложить шаров на смазку и готово. Но оказалось что у меня нет ни одного шара подходящего диаметра. Они все либо слишком большие, либо слишком маленькие. Пришлось попытать удачу в местных магазинах. И к счастью я нашёл шары нужного диаметра, точь в точь как оригинальные. Так я выполнил замену подшипника на насыпной:

24.
Разборка планетарной втулки №5 — состояние после 27 000 км пробега

Подводя краткий итог, хочу отметить, что износ втулки на данный момент весьма существенный. Уже не скажешь, что она как новая. Особенно учитывая те поломки, которые я описал.

На этом пока всё. Осталось только проверить работоспособность втулки. Конечно же в руках она крутится должным образом и после установки на велосипед тоже всё хорошо, но я на ней ещё не ездил после ремонта. О том как втулка будет вести себя в реальной эксплуатации после столь серьёзного ремонта, читайте в дневнике планетарной втулки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий будет опубликован после автоматической проверки системой фильтрации спама и гадостей.

Автор статей и фото: Sandy Programmer
Условия использования моих статей и фотографий: читать
This site uses icons made by Freepik from www.flaticon.com is licensed under CC BY 3.0