Разборка планетарной втулки №2
Больше информации на тему планетарных втулок по этой ссылке.
Здравствуйте, уважаемые посетители. Вчера я писал в дневнике планетарной втулки о том, что в последние дни, во время умеренного и интенсивного педалирования, втулка начала издавать посторонние звуки — пощёлкивания, потрескивания и похрустывания. В связи с этим мною было решено разобрать втулку и совершить обслуживание — очистить от старой смазки, нанести новую, да и вообще осмотреть механизм на предмет износа. В этом посте предлагаю вам ознакомиться с фотографиями, которые я сделал после того, как разобрал втулку. Это уже вторая разборка втулки с фотографированием внутренностей. Первый пост с фотографиями смотрите по этой ссылке.
Напоминаю, что втулка, показанная на фотографиях в этом посте, откатала без малого 10 000 км.
Внутренний узел, как его называет Shimano в своей документации, сразу после извлечения из ступицы. Слева на оси вы можете заметить нечто, похожее на ржавчину, но спешу успокоить беспокойных, это всего лишь забуревший от времени литол:
Теперь сама ступица. На рабочей поверхности, где катятся подшипники, износа я не заметил. Вид со стороны привода:
Вид со стороны тормоза. На фото как раз хорошо видна поверхность, о которую трутся тормозные колодки, заметна выработка, но не сильная, поскольку тормозом я пользуюсь не часто:
После я разобрал втулку на составляющие, очистил детали с помощью средства Унисма-1, это отечественный аналог WD-40 и приступил к съёмке. Показывать фотографии начну со стороны тормоза и далее будем двигаться к приводу. Тормозной хвостовик, на рычаге видно немного грязи, это не ржавчина:
Рабочая поверхность конуса, по которому катятся подшипники. Следов износа я не разглядел:
Подшипник, что со стороны тормоза, признаков износа я не обнаружил, сепаратор в отличном состоянии, шарики не выпадывают:
Тормозные колодки, начищать их до блеска я не стал, износ, на мой взгляд, минимальный:
Водило с сателлитами и тормозной муфтой. Как и в прошлый раз, я не стал разбирать эту деталь на составные части:
При тщательном осмотре водила я обратил внимание на то, что одна из собачек не выжимается должным образом. Возможно именно это и является причиной посторонних звуков. На фото я обвёл эту собачку красным:
Всего на водиле собачек четыре, для выведения их в рабочее положение в конструкции втулки используется две кольцевидных пружины. Каждая пружина выжимает по две противоположно расположенных собачки. На фото пружины выделены красным:
Я решил снять одну из пружин, которая прижимает проблемную собачку и немного поджать её таким образом, чтобы она плотнее прижимала собачки и они в полной мере возвращались в рабочее положение. Проделывал это предельно аккуратно, после одел пружину обратно. Как результат, собачки стали выжиматься чуть сильнее. Я сфотографировал изменения, но на фото их почти не видно:
Жаль сразу не сообразил, нужно было проделать ту же самую операцию и со второй пружиной, ну да ладно. Так выглядит сама пружина отдельно:
Место, которым пружина контактирует с собачкой крупным планом:
Продолжим осмотр водила. На следующем фото сателлиты крупным планом. Особого износа я не заметил:
Вид с другой стороны:
Переходим к кольцевой шестерне:
Зубцы шестерни, износ мною не обнаружен:
С обратной стороны, тут тоже всё в порядке:
Далее ось с приводом, как бы сильно вам не хотелось, на оси не коррозия, а остатки прежней смазки — забуревшего литола:
Солнечная шестерня крупным планом. Износ если и есть, то совершенно незначительный:
Рабочая поверхность, по которой катятся шарики большого подшипника с пластиковым сепаратором. Износ присутствует, но совсем небольшой:
А вот и сам подшпиник, он в отличном состоянии, как шарики, так и сепаратор:
Напоследок я решил заглянуть под привод и посмотреть состояние конуса под ним. Сделать это можно сдвинув деталь привода в сторону солнечной шестерни. На конусе обнаружились значительные выщербины, которые, впрочем, никак не влияют на работу втулки и думаю, что не будут влиять ещё очень долго:
Ну и если кому интересно, показываю 18-зубовую звёздочку, которая используется вместе с планетаркой в летнее время года. Не знаю, сколько я на ней отъездил, но совершенно точно могу сказать, что не менее 5 тысяч километров. Износ смотрите сами:
Зубья крупным планом:
После съёмки деталей, подшипники и шестерни втулки были смазаны литолом, а тормозные колодки графитной смазкой. Узнать о том, помогли ли эти манипуляции в решении проблемы с посторонними звуками, вы можете узнать в дневнике планетарной втулки. На этом завершаю, спасибо за внимание!
Здорово! Все подробно и понятно! Незаменимая информация на случай самостоятельной профилактики. Спасибо!
Материал хороший и нужный, но афтор не гумманитарий ли?
Вот фото https://img-fotki.yandex.ru/get/59613/72494545.126/0_d1a1b_f3d8e7e0_XXL.jpg
смотрим внимательно на правую часть — на вал. Там уже не просто износ — там конкретные задиры.
Сравним как было на первом разборе (на фотке слева) https://img-fotki.yandex.ru/get/4134/72494545.11a/0_c9c99_5d678b23_orig.jpg
Я эту втулку в руках не держал, но явно причина драмы сидит на валу 🙂 Не благодари.
П.С. Мыло не рабочее, в отличие от комментария.
Благодарю за комментарий, но это не задиры, а остатки литола, который я в этом месте не вытирал = ) Не подумал об этом перед съёмкой, а когда втулку собрал, уже не хотелось заново разбирать и переснимать.
заменить нужно конус и всё все скрипты рипы треск пройдут гарантирую сам столкнулся не ожидал что из за токой мелочи столько проблемы
Фигасе пружину спилило, не удивлен что собачки проскакивают, ее менять по хорошему надо.
Вот и я поначалу тоже подумал, что спилило, а потом присмотрелся получше, слишком уж гладкая там обработка, похоже, что эти «пропилы» были изначально и являются заводской проточкой.
Привет
читал твой отчет найти проблему проскакивания на после того как педали не крутились. И сравнивая те собачки с теми что ты поставил то ипонятно почему проскальзывают они все круглые. вот бы посмотреть на новые собачки какие они должны быть. Расскажи как с новыми сколько проехал и снимал после пробега смотрел на форму.
Я не совсем понял, что рассказать? Я итак всё детально описываю в дневнике планетарки.
На конусе значительные выбоины. По выделенное красным не рабочая ли поверхность, где катятся подшипники?
Братан. У меня рассыпался полностью подшипник со стороны тормоза.
Не могу понять даже куда ставить новый.
Отзовись, вышлю фотки — более понятна будет ситуация.
Здравствуйте. Упомянутый Вами подшипник ставится вот на этот конус: https://img-fotki.yandex.ru/get/108497/72494545.126/0_d1a0d_eda98ce0_orig.jpg Для замены подшипника нужно снять вот эту деталь: https://img-fotki.yandex.ru/get/44951/72494545.126/0_d1a0c_7365ea8e_XXL.jpg, положить туда подшипник шариками внутрь втулки, собрать втулку.
Всё понял…
я уж потом сам допёр, когда увидел на стороне к центру накатанный фланец.
Проблема была — найти этот подшипник!!
Но в общем тебе респект. Молодец — тему раскрыл хорошо.
Защита подшипников — слабое место во всех так называемых «internal geared hubs». Наткнулся вчера на каталоги Fichtel & Sachs 1936 и 1907 годов — по этой части ничего не изменилось за сто лет. Смазывать через 5 тысяч километров Шимана рекомендует ?! Это если ездить в вакууме. Зазор между металлическим пыльником и стаканом всегда больше чем нужно для защиты. Словом, чистить и смазывать нужно чаще. Может быть, даже не разбирать втулку целиком, а именно снять подшипники вычистить их, чашки, конусы, смазать снова.
Не хочу обижать автора, но старую смазку (перемешанную с грязью) нужно удалять полностью. Мыть бензином оно конечно хорошо получается, но очень антиэкологично и небезопасно, особенно, если вы это делаете в квартире, да и выливать отработанный бензин в канализацию нельзя. Салфетки, спиртовые салфетки, ветошь — трудоемко но безопасно.