Главная Архив Сайты Комменты Канал ВКонтакт Группа ВК Instagram Карта
Велосипедное Компьютерное Фототема Троицк Разное
бновлено: 15.08.2016

Разборка планетарной втулки №3 — состояние после 14 000 км

Больше информации на тему планетарных втулок по этой ссылке.

Здравствуйте, уважаемые посетители. Недавно я вновь выполнял обслуживание своей планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3. На этот раз я смазывал её новой для меня смазкой — МС 1510 BLUE. Эта процедура положила начало тестированию высокотемпературной пластичной смазки МС BLUE, обзор которой вы сможете увидеть по этой ссылке. Помимо этого, я в очередной раз сфотографировал все детали втулки для того, чтобы показать их состояние вам. (О том, как я делал это в предыдущие разы, смотрите посты по этой и этой ссылкам.) Причём сделал это трижды. Первый раз — сразу после разборки, когда они были покрыты литолом, второй — сразу после очистки от литола и третий — когда детали были смазаны МС BLUE. В связи с этим, данный пост будет состоять из трёх разделов. Что ж, давайте посмотрим на фотографии, которые я сделал, ведь вы здесь ради этого.

Зная о том, что многим больше нравится получать информацию в видеоформате, я решил поэкспериментировать и сделал небольшое видео из имеющихся у меня фотографий. Если вам не хочется читать всё, что я тут написал, можете сразу прокрутить в конец поста и посмотреть только видео.

Напоминаю, что втулка, показанная на фотографиях в этом посте, откатала без малого 14 000 км.

Состояние смазки литол-24 после 1847 км пробега

В первой части я буду показывать детали втулки в смазке литол-24, на которой я отъездил 1847 км с момента нанесения. Эти снимки позволят оценить состояние смазки, как она изменилась или не изменилась за почти 2000 км пробега.

И начнём со ступицы, со стороны тормоза. На следующей фотографии запечатлена рабочая поверхность — дорожка, по которой катятся шары подшипника. Здесь смазка литол-24 смешалась с графиткой, которой я намазывал тормозные колодки. Графитка выдавилась из-под колодок и смешалась с литолом, подшипник и рабочая поверхность ступицы в большом количестве обмазаны продуктом этого смешения:

Разборка планетарной втулки №3

Теперь взглянем на ступицу с другой стороны, где находится привод. Здесь уже появляются вопросы к литолу, ибо рабочая поверхность практически сухая, смазки почти нет, она выдавлена. Конечно же в этом нет ничего хорошего:

Разборка планетарной втулки №3

Внутренний узел без тормозных колодок. Здесь уже видно, что шарики самого большого подшипника почти без смазки, в остальном всё отлично. Я покажу это место чуть позже крупнее:

Разборка планетарной втулки №3

Тормозной рычаг с конусом и подшпиником. Всё в смазке, очень замечательно:

Разборка планетарной втулки №3

Показываю конус крупнее. Как видим, на нём намазано большое количество литола, смешанного с графитной смазкой:

Разборка планетарной втулки №3

Подшипник, который собственно и работает на этом конусе — весь в смазке, отлично:

Разборка планетарной втулки №3

Тормозные колодки покрыты слоем графитки, вопросов нет:

Разборка планетарной втулки №3

Вернёмся к внутреннему узлу. Здесь мы видим собачки, измазанные смазкой. В прошлый раз я совершенно точно переборщил, когда смазывал втулку, в результате чего собачки оказались облеплены смазкой. Я предполагал, что из-за этого и проскакивает сцепление — из-за залипания собачек. Однако, немного забегая вперёд, скажу, что я в очередной раз убедился, что это не так:

Разборка планетарной втулки №3

Шарики самого большого подшипника, вот они, полусухие. По какой-то причине литол выдавился из-под них:

Разборка планетарной втулки №3

Смотрим дальше. Водило с тормозной муфтой, вид сверху:

Разборка планетарной втулки №3

Вид с другого ракурса:

Разборка планетарной втулки №3

Состояние сателлитов. Смазка присутствует, вопросов нет:

Разборка планетарной втулки №3

Кольцевая шестерня. Зубцы в смазке, всё отлично:

Разборка планетарной втулки №3

Вид под другим углом:

Разборка планетарной втулки №3

Ось с приводом, общий вид. Как видим, всё в смазке, кроме дорожки, где катится самый большой подшипник:

Разборка планетарной втулки №3

Посмотрим на дорожку крупнее. Совершенно непонятно, почему в этом месте литол был почти полностью выдавлен:

Разборка планетарной втулки №3

Солнечная шестерня крупнее, тут всё нормально:

Разборка планетарной втулки №3

Конус под приводом покрыт смазкой, так и должно быть:

Разборка планетарной втулки №3

Последнее, что у нас осталось — самый большой подшипник. Показываю его отдельно и крупнее:

Разборка планетарной втулки №3

Некоторые шары почти полностью без смазки, это уже вопрос к литолу, почему он к ним не прилип и был выдавлен. Почти весь объём смазки, который был нанесён на шары, оказался размазан по пластиковому сепаратору:

Разборка планетарной втулки №3

Чистые детали. Оценка износа после 14 000 км пробега.

Теперь предлагаю посмотреть на фотографии чистых деталей и оценить их состояние в плане износа. Пробег на данный момент уже солидный, 14 000 км без трёх километров.

К сожалению я забыл сфотографировать ступицу, пока она была чистой, без смазки. Но поверьте мне, состояние рабочих поверхностей под шарами подшипников просто отличное, без признаков износа.

Тормозной рычаг с конусом:

Разборка планетарной втулки №3

Видно не очень хорошо, но насколько я смог рассмотреть, признаков износа на этом конусе нет:

Разборка планетарной втулки №3

Подшипник — почти как новый:

Разборка планетарной втулки №3

Тормозные колодки. Вот на них уже виден значительный износ. Это обусловлено тем, что в последнее время я стал часто пользоваться задним тормозом:

Разборка планетарной втулки №3

Тормозная муфта с извлечёнными роликами:

Разборка планетарной втулки №3

Другой ракурс:

Разборка планетарной втулки №3

Состояние сателлитов. На мой взгляд они как новые:

Разборка планетарной втулки №3

Ось с приводом, общий вид:

Разборка планетарной втулки №3

Рабочая поверхность под большим подшипником находится в достаточно неплохом состоянии:

Разборка планетарной втулки №3

Солнечная шестерня в полном порядке — на вид как новая:

Разборка планетарной втулки №3

На оси имеются не слабые потёртости, это уже однозначно износ:

Разборка планетарной втулки №3

Кольцевая шестерня. Зубцы в отличном состоянии:

Разборка планетарной втулки №3

Вид с обратной стороны, зацепы для собачек:

Разборка планетарной втулки №3

Иной ракурс:

Разборка планетарной втулки №3

Просматривая эти фотографии, вы наверное задаётесь вопросом: «Как так? 14 000 км пробега, а он почти везде пишет, что нет износа, что всё как новое. Где износ?! Требуем износа!». Что ж, я знаю, вы хотели это увидеть. Пожалуйста, вот вам износ, да такой, что закачаешься. Конус под приводом на данный момент полностью разбомбило. Те выщербины, что я показывал в предыдущий раз, превратились в ямки. Теперь-то мне понятно, почему при попытке собрать втулку без люфта, звёздочка и соответственно весь привод с ней, вращается с заеданием. Шарики подшипника из-за этих ямок не могут катиться должным образом и при попадании в выщербину его клинит. Дабы избежать этого, мне приходится собирать втулку с небольшим люфтом:

Разборка планетарной втулки №3

Конечно же конус изношен и его надо менять, но у меня нет такого же на замену, поэтому мне просто пришлось собрать всё как есть и продолжать ездить. В любом случае, мы сможем узнать на сколько ещё хватит конуса в таком состоянии. Вам же интересно, не так ли?

В завершение этой части хочу показать состояние задней звёздочки, которая была куплена одновременно с планетаркой. Я не могу сказать точно, сколько уже отъездил на ней километров, но очень много, около 9 тысяч километров. Смотрите сами, её зубья стали клыками:

Разборка планетарной втулки №3

На сколько же её хватит в конечном итоге? Когда зубья стали превращаться в иголки, я было подумал, что они вот-вот и начнут ломаться, но теперь, когда я вижу, как звёздочка сопротивляется износу, могу сказать, что мне хватит её как минимум до нового года, а это ещё тысяча-другая километров:

Разборка планетарной втулки №3

Мне в голову пришла интересная мысль — совместить несколько фотографий звёздочки, сделанные в разное время, чтобы можно было предельно наглядно оценить износ по профилю зубьев. У меня получилось следующее: я наложил три фотографии друг на друга, чтобы они совпадали, затем от каждой взял по 1/3. Результат смотрите на смонтированном фото ниже. Под цифрой 1 новая часть звезды, под цифрой 2 примерно после 5000 км, под цифрой 3 часть звезды ещё после 4000 км:

Разборка планетарной втулки №3

Детали втулки, смазанные МС 1510 BLUE

Далее переходим к не менее интересной и заключительной части, в которой я буду показывать вам детали втулки, на которые нанесена мазь МС BLUE. Эти фотографии дают начало тестированию этой смазки. Спустя примерно 5 000 километров я вновь разберу втулку и мы оценим состояние смазки. Помимо этого, в течение всего этого периода, я буду постоянно обновлять дневник планетарки и дописывать туда появляющуюся информацию, к примеру о том, как работает втулка с этой смазкой при низких температурах.

Итак, тормозной рычаг с конусом. На фото конус сдобрен достаточным количеством мази:

Разборка планетарной втулки №3

Подшипник в смазке МС BLUE:

Разборка планетарной втулки №3

Тормозные колодки. Да-да, их я тоже намазал МС BLUE. Немного забегая вперёд, скажу, что на этой смазке тормоз не скрипит вообще, причём сразу, без необходимости притирки:

Разборка планетарной втулки №3

Ролики муфты. Они смазаны и снаружи и внутри:

Разборка планетарной втулки №3

Сателлиты. Их я тщательно обмазал со всех сторон, а вот собачки оставил сухими, как видите. Ведь зима близко! Мне совершенно ни к чему, чтобы собачки залипали на загустевшей в сильный мороз смазке:

Разборка планетарной втулки №3

Зацепы, тоже в смазке:

Разборка планетарной втулки №3

Кольцевая шестерня. Смазана снаружи и внутри:

Разборка планетарной втулки №3

Особенно внутри:

Разборка планетарной втулки №3

Ось с приводом, общий вид:

Разборка планетарной втулки №3

Ось и солнечная шестерня крупнее:

Разборка планетарной втулки №3

Конус под большим подшипником. А вот маленький конус, что под приводом, я показать вам не смогу. Впрочем, можете поверить мне на слово, там я намазал как надо:

Разборка планетарной втулки №3

Самый большой подшипник, который с пластиковым сепаратором:

Разборка планетарной втулки №3

И завершающая фотография этого поста — внутренний узел в сборе:

Разборка планетарной втулки №3

А вот и обещанный видеоролик:

Хотите быть в курсе того, как втулка будет работаль в дальнейшем? Добавляйте дневник планетарки в закладки! Ведь именно там будет появляться вся новая информация и ссылки на свежие публикации.

На этом завершаю, спасибо за внимание!

Автор: Sandy Programmer
Дата: 15.08.2016
16512
Категория: Велосипедное

Мой сайт является некоммерческим проектом. Если материалы, которые я публикую, вам помогли, возможно вы сможете помочь мне, совершив добровольное пожертвование через форму ниже:

10 коммент. к посту “Разборка планетарной втулки №3 — состояние после 14 000 км

    привет.
    спасибо тебе за «сериал» со втулкой. периодически слежу с интересом…

    конус советую заменить как можно скорее. если конечно не планируется добить втулку в ближайшее время. шарам в мелком подшипнике тоже скорее всего конец — погляди внимательно, скорее всего на них будут каверны/выщербины.
    правый конус у SG-3R40/SG-3R41 одинаковый, зовется Rear Right Cone w/Dust Seal — Y33R90500.
    можно купить например тут https://www.sjscycles.co.uk/hub-spares/shimano-nexus-sg3r40-rear-right-cone-wdust-seal-33r-9050/
    подшипник Y35U98070 Ball Retainer J (7/32″ x 8)
    скорее всего этот подойдет, хотя номер другой. https://www.sjscycles.co.uk/hub-spares/shimano-nexus-sg3c40-ball-retainer-j-732-x-8-33r-9021/

    кстати то, что ты называешь хорошим состоянием большого подшипника, таковым не является. ну или с натяжкой — у хорошего подшипника поверхность глянцевая, блестящая. на фото матовая, с пятнами и тем более с видимыми царапинами — это уже ниже «хорошего» состояния. потому что нагрузка на шар идет неравномерная, и он начинает быстро изнашиваться сам и убивает дорожки, как наждаком. подшипники — расходник, их надо менять как только, так сразу. не обязательно оригинал шимано, можно купить хороший подшипник с такими же шарами и переставить.

    для «экономных» (или просто как времянка) есть вариант восстановить дорожку. способ обычно для реставрации/реанимации дорожек, но в твоем случае терять нечего… если есть станок — токарный/сверлильный, то зажимаешь в нем. если нет, то в обычной дрели, и на высоких оборотах сначала убираешь неровности, а потом полируешь поверхность дорожки. причем надо стараться сохранить профиль дорожки, тоесть равномерно сточить по всей поверхности, а не делать углубление-канаву в местах выщербин. иначе конус нормально не получится отрегулировать.

    кстати звездочки там тоже есть https://www.sjscycles.co.uk/search/?term=shimano%20nexus%20sprocket&geoc=RU
    но дорого и выбор мал. вместе со звездой сразу менять цепь и переднюю звезду обязательно. иначе опять быстро убьется изношенной цепью.

    Всё написанное Вами — вернО. Однако в настоящий момент времени я лишён возможности приобрести новый конус и подшипник. Вполне может оказаться так, что когда эта возможность появится, будет уже поздно что-либо менять, я это осознаю.

    ну раз нет возможности, тогда понятно. ну тогда надо хотя бы что то вытянуть надо из имеющегося, с такими ямами ничего хорошего не будет. про полировку/реанимацию конусов вот первое попавшееся видео https://www.youtube.com/watch?v=b7nyApKBbBU
    ось с зажатым конусом поближе к патрону, либо сам конус, если патрон позволяет зажимается в патроне, затем каверны снимаются надфилями/наждачкой и затем полируются нулевкой/пастой гои.
    подшипники купить думаю не проблема — китайское барахло в сепараторах стоит копейки (15-20 рублей) главное не забыть взять штангель в магазин, чтобы шары замерить. нужно покупать размером точно как родные. они конечно долго не служат в нагруженных местах, 1-3 тысячи в среднем. но хотя бы компенсируют ценой.

    вчера перебирал втулку. мелкий конус был изношен, попробовал восстановить. вот что получилось.
    https://fotki.yandex.ru/next/users/kruvas/album/29405/view/956361
    до идеала не сделал, потому что времени не было. меня вполне устроил результат. возможно в следующую переборку выведу под ноль ямки.
    шлифовал только наждачкой и отверткой подходящего диаметра давил. несмотря на то, что ось в патроне не центрировалась точно, это не помешало. чтобы вывести под ноль ямки, надо было наверное использовать более грубую шкурку или надфиль/рашпиль.

    Почему ни где не показываете, как смазываете оси сателлитов и в каком они состоянии? Или этот узел не разборный? Было бы интересно взглянуть на состояние осей, т.к. оси вроде без подшипников на этой втулке.

    Прочел ваши посты, но у меня возник вопрос, зачем смазывать тормозные колодки? Ведь они работают по принципу распорта во втулке и как мне кажется смазка там ни к чему… не уверен в своей правоте, но я ее собрал и не смазывал колодки, смазку наносил только в местах где подшипники и трущиеся поверхности, собачки к слову тоже смазывать не стал

    Ну как это зачем, затем же, зачем и всё остальное. Для уменьшения трения, износа и ликвидации скрежета во время работы. Попробуйте затормозить без смазки на спуске, всё встанет на свои места.

    По поводу смазки тормозных колодок — согласен, даже в мануале написано мазать их.
    У меня вот проблема обнаружилась и никак непойму в чем дело. Перебрал втулку, вроде бы все собоал правильно, да неправильно там не поставишь. В итоге, после сборки не работает 3я скорость, просто не включается, пробовал шток рукой нажать, он тоже не идет. Первые две похрже тоже не работают, тк усилие на педали совсем не меняется при переключениях. В чем может быть проблема?

    У меня была схожая проблема, я писал об этом в этой статье: Заклинивание передач в планетарной втулке Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41) — решение проблемы

    У меня проблема была обусловлена износом. У Вас похоже всё таки что-то где-то не до конца встало на своё место.

    СПАСИБО kruvas, полезно, интересно, если б на 10000 км пробега раньше сообщил то Планетарная втулка прослужила бы на заметно дольше. Канавки на конусе оказ давно надо было убрать и прабл бы исчезла!!!
    И по поводу смазки автор все упирался, оказывается есть заметно лучше. Сам же показал но признавать прямо не хочет.
    Автору этого дневника и отчета испытываю благодарность за возможность объективной оценки и выявление нюансов Планетарной втулки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ваш комментарий будет опубликован после автоматической проверки системой фильтрации спама и гадостей.

Автор статей и фото: Sandy Programmer Условия использования моих статей и фотографий: читать
This site uses icons made by Freepik from flaticon.com is licensed under CC BY 3.0 Also uses Fotorama from Fotorama.io