Проточка конуса планетарной втулки Shimano Nexus Inter 3 (SG-3C41)
Всем привет, это я. Сегодня, когда ничего не предвещало и я просто хотел подтянуть на велосипеде цепь, я вдруг обнаружил, что у меня открутился конус в планетарной втулке. Конус, который находится со стороны звёздочки. От произвольного отворачивания его удерживает контргайка, которая каким-то чудным образом сама открутилась и вслед за ней начал откручиваться конус. И это при том, что конус этот я прежде не трогал, а сама втулка была надёжно затянута гайками.
Ну и вот раз уж конус этот сам открутился и мне всё равно пришлось снимать колесо, я решил этот самый конус проточить, как мне уже давно советовали. Я знаю, сейчас вы напишете, что нужно было делать это намного раньше, что сейчас уже толку мало и т.д. Всё это я, ребята, прекрасно понимаю. Во-первых, ранее у меня не было желания этим заниматься. Во-вторых, у меня банально не было инструмента. Я вот лично не видел никакого смысла покупать или брать у кого-то дрель ради того, чтоб проточить конус втулки, который собственно меня и не беспокоил. Втулка то ведь исправно работала, свою функцию выполняла. А вот теперь, когда у меня появилась дрель и конус сам напросился, каким-то образом открутившись, я решил взять да и проточить его.
Для начала покажу его с разных сторон, как он выглядел до проточки. Да-да, знаю, сейчас у вас мысли: «Это ж какой-то конец!» Но на самом деле не всё так трагично на практике, как выглядит на фотографиях. Да, конус сильно разбомблен, вот прям ужасно. Но справедливости ради нужно отметить, что на практике это никак не проявлялось, всё крутилось исправно, когда я ехал, то не замечал никаких заеданий. Конечно, когда я крутил звёздочку рукой, то ощущались перекаты шариков, но когда крутишь ногами, совершенно никакой разницы.
Протачивал на два раза. Сначала крупной наждачной бумагой, потом самой мелкой, что смог найти. Ничего после этого не полировал, потому что не вижу смысла и не хочу заморачиваться. Дело в том, что по моему мнению, полировать этот конус до состояния зеркальной поверхности попросту бесполезно, потому что та другая деталь — чашка, по которой так же катятся подшипники, она тоже с кавернами. И вот уж как их с неё убрать, я точно не знаю:
Так что полируй, не полируй этот конус всё равно получишь то, что на чашке каверны никуда не денутся, а собственно и проку с зеркального конуса не будет. Ну по крайней мере для меня. Вы скорее всего в этот момент мысленно меня там уже соответствующим образом охарактеризовали за то, что я раньше этого не сделал. Но, как я уже объяснил ранее, не было ни возможности, ни самое главное желания.
Ну и давайте уж покажу как выглядит конус после моей обработки:
Есть ли разница после того, как я убрал выбоины? Если крутить заднюю звёздочку руками, то да. Ощущается, что она вращается плавнее, без сильных перекатов шаров внутри. Но конечно же, когда едешь и крутишь педали ногами, разницы нет никакой, по крайней мере для меня, я ничего не ощутил. Знаю-знаю, вам так и хочется мне высказать, что вот ведь какой упёртый, сам проточил конус и всё равно говорит что разницы нет, зачем тогда точил? Ну и чтоб уж наверняка до всех дошло, я напишу об этом в третий раз. Во-первых, конус сам открутился и мне не пришлось его специально откручивать, во-вторых, так совпало, что у меня в этот момент было желание с этим возиться, ну и в-третьих, дрель была под рукой.
На этом всё, спасибо за внимание!
Привет. Спасибо за инфо. Ни разу не спец в велотеме, сорри если наивный вопрос. Есть новый велик Nirve с планетарной втулкой 3 sp. Особо кататься не нравится, из-за постоянного щелкания внутри втулки при холостом движении. Если крутить педали — не хрустит.
Что это и как можно поправить?
Здравствуйте. Щёлканье на холостом ходу — такова особенность планетарных втулок, где используется храповой механизм с собачками (трещётка). Поправить это невозможно и ненужно, это данность для подобного типа втулок. Не трещат втулки, в которых в качестве сцепления используются обгонные муфты с роликами.
Похоже, что от слоя цементации ничего не осталось. Такой конус будет изнашиваться быстрее, но сам то я езжу на таком же, проточеном и вроде за 1000 км после проточки сильно не износился, но подтягивать конус приходилось, начинал люфтить пару раз каждые километров 300, но это я думаю ещё из-за того, что дорожки после проточки не прикатались оптимально и по идее дальше так часто подтягивать не придёться. Стоит подумать о том, что первую 1000 км конус затягивать с небольшим перетягом, что бы дорожки правильнее прирабатывались под шары, но это только мои размышления. Вообще всегда подтягиваю подшипники с небольшим перетягом. Так что рекомендую периодически проверять люфт. Интересно, как конус будет вести себя дальше. Кстати люфта в конусах на втулке допускать не хорошо, потому что собачки не равномерно могут зацепляться. Получаеться одна дальше от барабана, другая ближе в некоторых положениях. Предпологаю из-за этого могут быть срывы собачек, езда не на всех зацепленых собачках, соответственно с перекосом механизма на валу. Видел у тебя вал прилично потёрт, возможно из-за этого..
Ознакомьтесь пожалуйста, меньше ошибок будет допущено в дальнейшем: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=53
Перетяг подшипника — первая причина преждевременной кончины, вторая — песок.
После шлифовки конуса нужно поменять шары, ибо их состояние после таких поверхностей качения — как у наждачной бумаги.
Так же, такая глубокая проточка конуса, помимо удаления слоя цементации ведет к изменению профиля дорожек качения и изменению положения шаров в паре конус-чашка. В Вашем случае это даст скорее плюс, т.к. шары перестанут катиться по выщербленным кавернами дорожкам качения.
Чашку втулки возможно полировать с помощью токарного станка и набора наждачек, но в данной конфигурации проще поменять.
Запчасти на Ш3 (Шимано Нексус 3) не редкость, на ибеях и авито проскакивают.
С уважением,
Олег.
Sandy привет
Поджскажи по втулке.
Катаю такую как у тебя, все устраивает, но непонятно что будет в дождь.
Под дождем ее можно отавлять весь сезон на весь день или так быстро конец ей придет? Есть ли какие то средства защиты? (Велопарковка без навеса)
Здравствуйте. Я конечно не пробовал оставлять велосипед под дождём на весь день, но думаю в любом случае хорошего в этом мало, в том числе и для втулки. Если же этого не избежать, Вам придётся чаще обслуживать втулку и использовать водостойкую смазку наподобие МС Рубин.
Благодарю, дружище, особенно за фото ответной дорожки конуса.
Да уж… Состояние, конечно же, получше, …тут бы знакомого токаря.
Кстати, на некоторых автосервисах имеются токарные станки — за спрос не бьют в нос :)))