Как меняется давление в шинах в мороз?
Всем привет, это Я! На днях я разжился манометром и решил провести эксперимент. Вообще я накачиваю колёса своего велосипеда обычным ручным насосом. Качаю на глаз, так как манометра у меня до недавних пор небыло. Как-то давным-давно, когда трава была зеленее, я покупал самый дешёвый манометр. Он очень быстро сломался. Однако я всё же успел им попользоваться и понял для себя, что сей прибор мне совершенно не обязателен и не является необходимостью.
Сейчас же, заполучив прибор измерения давления вновь, я решил на опыте проверить, как изменится давление в заднем колесе моего Fuji Declaration. Суть эксперимента такова. Я измеряю давление в заднем колесе, пока велосипед находится в тёплом помещении. После катаюсь в мороз и после охлаждения воздуха в колесе, вновь измеряю давление. Показания сравниваю и вуаля, мы узнали проседание давления на морозе.
Для начала покажу сам манометр. Он предельно прост. Имеет шкалу в PSI и кг/см в квадрате, то есть техническая атмосфера. Поскольку приборчик сей автомобильный, максимальное давление на шкале всего 5,5 атмосфер. Для проведения желаемого мною эксперимента этого будет более чем достаточно:
На моём велосипеде в зимнее время используются покрышки Петрошина. Модель Л-351. Максимальное давление, на которое они рассчитаны, если округлить, 3 атмосферы:
Не будем затягивать и приступим к эксперименту. Вначале я проверил температуру в помещении, где хранится велосипед. Для этого использовал показания велокомпьютера, который имеет датчик температуры. Хочу отметить, что температуру он измеряет достаточно точно. Итак, температура при измерении давления в помещении 21,5°C:
После я измерил давление в колесе. Получилось 2,9 атомсферы. Это максимальное рабочее давление для данных покрышек:
По прогнозу температуру на улице показывало ажно -20°С, а по ощущению так и вообще все -25°С:
После я хорошенько оделся и поехал наслаждаться зимней велопрогулкой:
Катаясь, я постоянно проверял температуру на велокомпьютере. Вскоре после начала поездки, она опустилась до -18°С:
Я решил продолжать велопрогулку до тех пор, пока показания температуры на велокомпьютере не перестанут снижаться. Вскоре велокомпьютер показал -19°С:
Когда температура достигла отметки в -20°С я решил искать местечко, где можно было бы остановиться и спокойно измерить давление в колесе:
К тому моменту, когда я уже был готов измерять давление, температура опустилась до -21°C:
Что ж, температура просела на 40 градусов. Было +21°С, стало -21°С. Интересно, какое давление покажет манометр? Я измерил и получилось ровно 2 атомсферы:
Я выполнил 3 измерения подряд, но манометр каждый раз показывал 2 атмосферы. Следовательно, ошибки быть не может. К этому моменту я уже начал подмерзать, посему поторопился свершить обратный путь до дома. Совершенно случайно я обнаружил, что мой велокомпьютер больше не показывает температуру, а вместо значений прочерки:
Не знаю почему так произошло. Подобное я вижу впервые. Возможно датчик внутри велокомпьютера достиг нижнего предела измерений. Но это лишь предположение.
Дома я оставил велосипед на ночь в тёплом помещении. А на утро следующего дня вновь взялся за измерения. Сперва измерил температуру. Она практически никак не изменилась. В прошлый раз было 21,5°C а стало 21,2°С. Это в пределах погрешности измерения:
После я взял манометр и измерил давление в заднем колесе. Первое измерение показало давление 2,6 атмосферы. Я измерил ещё раз и стало уже 2,5. Проведя измерение в третий раз, я увидел 2,4 атмосферы. К сожалению я сфотографировал только последнее измерение:
Результаты эксперимента таковы. При температуре воздуха +21°С давление в шине было 2,9 атмосферы. На морозе -21°С оно просело до 2 атмосфер. И после, при согревании до прежних +21°С восстановилось до примерно 2,5 атмосфер. По идее, давление должно было восстановиться до исходных 2,9 атмосфер. Но судя по всему имели место быть значительные утечки воздуха при каждом измерении. Конструкция манометра такова, что при измерении давления, из колеса неизбежно уходит часть воздуха. Также нужно учесть то, что я мерял давление при помощи переходника. Используемый в эксперименте манометр рассчитан на автомобильный вентиль Schrader. А камеры у меня с вело-ниппелем Presta. Так что мне пришлось использовать переходник Presta to Schrader. Так вот, при накручивании и последующем скручивании переходника, также происходили хоть и небольшие, но утечки воздуха. Да и манометр, который я использовал, имеет не самую высокую точность. Вот в итоге и вышле разбег 0,4 атмосферы.
Как бы там ни было, я считаю проведённый эксперимент успешным. В результате стало понятно, что для езды на морозе нужно подкачивать колесо с запасом в примерно 0,5 атмосфер, учитывая проседание давления на морозе.
Всё что я изложил в этой статье, вы можете увидеть в специальном видеоролике, снятом для моего youtube-канала:
На этом всё, спасибо за внимание!
Ваш комментарий будет опубликован после автоматической проверки системой фильтрации спама и гадостей.