DT Swiss R460 — обзор обода и колеса
Всем привет, это Я! Если вы читали мою статью Fuji Declaration 2014 — модификация, то знаете, что я планировал собирать новое колесо для своего Fuji. Планы выполнены в полном объёме — колесо собрано. Планетарная втулка у меня уже была куплена — это Shimano SG-3R40 на 3 передачи под роллерный тормоз. Сам роллерный тормоз я устанавливать не буду, так как он мне не нужен. Оставалось только купить подходящий обод, ну и само собой спицы с ниппелями. Покупка обода оказалась не такой уж простой задачей. В наших современных реалиях лидирующие позиции продаж занимают компоненты для MTB, то есть горных велосипедов. Мне нужен был шоссейный обод, с ними туго. По своей наивности я полагал, что в таком мегаполисе как Челябинск, я уж точно без всяких заморочек смогу купить нужный мне обод. Что ж, я ошибался, заморочки были. Веломагазинов в Челябинске много. Но таких, где большой ассортимент компонентов — всего несколько. Да, практически в любом веломагазине Челябинска просто завались MTB ободов на любой вкус и цвет. А конкретно с шоссейными ободами, да и компонентами для шоссе в целом, ситуация на мой взгляд обстоит крайне плачевно. Можно возразить: «Взял бы MTB обод, их же полно». Звучит просто, на деле же использовать MTB обода для сборки на нём шоссейного колеса категорически нельзя. Обода для горных велосипедов не рассчитаны на высокое давление в покрышках, у них другое назначения. Да, можно собрать на MTB ободе колесо и ездить на шоссере. Только это всё равно что ходить на лыжах по асфальту. Вроде можно, но очень глупо. Соответственно я даже не рассматривал другие обода, кроме шоссейных. Мне нужен был такой обод, производитель которого явно позиционирует его назначение как шоссе. Ну и чтоб он мне по всем остальным параметрам понравился.
Объездив все магазины, я нашёл три варианта. Первый и самый дешёвый — обод Rainbow. Высокий профиль, версия под ободные тормоза, отверстие под велонипель, вроде то, что нужно. Только доверия этому Rainbow ноль. Я не смог найти в интернете информацию о производителе этих ободов. Да что там, даже внятных отзывов нет. Второй вариант — обод Sun Ringle. Упоминание о нём удалось найти в PDF-файле на сайте производителя. Всё что там фигурировало — это размеры и вес в 420 грамм. Опять таки, отзывов ноль. Я решил не рисковать и этот вариант тоже отмёл. И третий вариант, который я собственно и купил — DT Swiss R460. Вся необходимая информация об этом ободе есть на официальном сайте, находится за 5 секунд. DT Swiss — известнейший производитель велосипедных компонентов, заслуживший доверие. Единственный минус — цена. И минус конкретно для меня — внутренняя ширина 18 мм. Мне хотелось обод чуть уже — 17 мм или даже меньше. Это нужно для того, чтобы ставить резину 700x25c. Но было то, что было и я его купил. Переходим от вступления непосредственно к обзору.
Обода R460 производятся в разных вариантах, ниже описаны характеристики конкретно мною купленного экземпляра:
- Производитель: DT Swiss (Швейцария)
- Модель: R460
- Материал: алюминий
- Размер: 622 мм (700c)
- ERD (внутренний диаметр): 596 мм
- Внутренняя ширина обода: 18 мм
- Внешняя ширина: 23 мм
- Высота профиля: 23 мм
- Количество отверстий: 32
- Вес: 460 грамм (версия под ободный тормоз)
Общий вид:
С каждой стороны обода по две наклейки с основной информацией. Модель, размер, ERD, максимальное натяжение спиц в ньютонах — 1200 N:
Обод не пистонированный, на 32 отверстия:
Ширина обода 18 мм. Это значит, на него нельзя ставить резину уже чем 700x28c:
Для резины 700x25c, которую я хотел бы использовать, нужен обод с внутренней шириной 17 миллиметров и менее. Казалось бы, разница всего в 1 мм, почему нельзя ставить резину 700x25c? Я расскажу об этом позже. Так выглядят отверстия, необходимые для доступа к ниппелям:
С каждой стороны имеется индикатор износа тормозной поверхности:
Все наклейки с внутренней стороны, расположились в одном месте, у стыка:
Когда я купил обод, мне оставалось только подобрать спицы и ниппеля. Раз уж обод у меня DT Swiss, я решил и всё остальное взять этой же фирмы. Для компенсации веса втулки я остановил свой выбор на лёгких баттированных спицах переменного диаметра DT Swiss Revolution 2.0-1.5-2.0. Эти спицы очень лёгкие и прочные, как нельзя лучше подходят для сборки шоссейного колеса. Ниппеля к спицам я купил также DT Swiss, чёрные, латунные. В итоге у меня собралось вот такое колесо:
Его внешний вид мне очень понравился. Серебристого цвета втулка с высоким фланцем создаёт контраст с чёрными спицами и ниппелями. Я взвесил готовое колесо и электронный безмен показал вес 1,53 КГ. Это вес без резины, без звёздочки, без гаек и ободной ленты. Общий вес с ободной лентой, камерой, покрышкой (400 грамм) и звездой — 2,03 КГ. Для сравнения, стоковое колесо Fuji Declaration в сборе с резиной имеет вес 1,87 кг. То есть, перейдя на планетарку и используя ту же самую резину, я отяжелил колесо всего на 160 грамм. Причём этот вес сосредоточен возле оси колеса:
Переменный диаметр баттированных спиц хорошо виден на следующем фото. Диаметр спиц у головки и у резьбы — 2 мм, а в середине 1,5 мм. Выглядят они значительно тоньше, чем обычные. Визуально кажется, что такие спицы очень непрочные, но это не так. На самом деле спицы чаще всего ломаются либо у головки, либо возле резьбы, у ниппеля. И практически никогда они не рвутся по середине. На моей практике спицы ломались лишь у головки, да и то только самые дешёвые. Соответственно, баттированные спицы имеют точно такую же толщину, как и обычные, в тех местах, где они могут сломаться. А там, где эта вероятность минимальная, они тоньше — экономится вес. Ну и конечно же, они изготавливаются из более качественной стали, чем дешёвые спицы, что дополнительно увеличивает их прочность:
Если вы не читали мои предыдущие статьи, у вас может возникнуть вопрос, почему я использовал серебристую втулку, а не чёрную. К сожалению, Shimano не производит планетарных втулок на 3 передачи под роллерный тормоз в чёрном цвете. Я было даже хотел покрасить втулку самостоятельно, но передумал. С другой стороны, серебристая втулка в чёрном колесе обращает на себя внимание, создаёт контраст и броский вид, что в некотором роде можно даже засчитать в плюс:
Длину спиц я подобрал с максимальной точностью. Они полностью вошли в ниппель, но после финальной протяжки всё ещё не выходили из него, оставаясь в глубине примерно на 1 мм:
Поскольку я буду использовать на этом колесе резину с рабочим давлением около 7 атмосфер, мне нужна качественная ободная лента, рассчитанная на высокое давление. Shwalbe HP с шириной в 18 мм подошла как нельзя лучше, она рассчитана на давление вплоть до 10 атмосфер:
После того как колесо было собрано, я в экспериментальных целях попробовал поставить на него резину Mitas Syrinx V80 700x25c. Я заранее знал, что обод DT Swiss R460 с шириной 18 мм не годится для такой узкой резины. Это можно проверить по таблице соответствия размеров обода и покрышки. В таблице видно, что для резины шириной 25 нужен обод максимум 17 мм, не более:
Но таблицы таблицами, а проверить на практике дело другое. Я поставил покрышки Mitas 700x25c на оба колеса и начал ездить. Примерно через 100 км у меня спустило заднее колесо. Когда я снял покрышку и стал изучать причину, я ничего не смог найти. Если причиной был прокол, то в покрышке должно быть хоть что-то, либо то, что её прокололо, либо хотя бы след. Увы, никаких следов мне найти не удалось, лишь микроскопическая пора на камере. После смены камеры я вновь поставил эту же покрышку и поехал проверять, но не успел проехать полутора километров, как колесо спустило вновь. И снова знакомая процедура — тщательный осмотр покрышки с фонариком и ничего. Я снова не нашёл никаких следов того, что могло бы проткнуть камеру. Также я досконально осматривал и сам обод на наличие заусенцев, тщетно. Сама пора на камере при этом была сбоку в месте, где покрышка удерживается в ободе. Саму покрышку я буквально вылизал изнутри, но не нашёл там даже намёка на то, что могло бы дырявить камеру. Я решил рискнуть и попробовать поездить на узкой покрышке 700x25c в третий раз. Заменив камеру я совершил ещё несколько поездок и вроде всё было хорошо, но через несколько дней колесо опять спустило, уже дома. И снова отверстие на камере было сбоку. Найти каких-то острых мест в самой покрышке мне не удалось. В связи с этим я сделал вывод, что это происходит именно из-за несоответствия размеров обода и покрышки. Покрышка шириной 700x25c видимо слишком узкая для обода 18 мм и встаёт там не так, как нужно. Камера в связи с этим тоже раздувается не так, как задумано и в ней непонятным образом образуется пора. Я устал разбираться и забил. Поставил родную покрышку Vera City Wide 700x28c и с тех пор езжу без проблем. Спереди я оставил узкую покрышку Mitas Syrinx V80 700x25c. С ней всё хорошо, переднее колесо ни разу не спускало, проколов не было.
На этом я завершаю статью. Если вам интересно почитать, как я буду дальше обновлять свой велосипед, пройдите по этой ссылке. Вся информация будет там. Спасибо за внимание!
Отличный, вдумчивый, грамотный подход к выбору каждой детали, спасибо за статью, изложение на уровне! Простыми словами, пошагово. Читать интересно.
Подача материала очень нравится. Для истории неплохо было бы еще и цены указывать. Понимаю, что прошло больше года с момента сборки колеса, но все равно интересно знать, сколько хорошее колесо стоило собрать на качественных комплектующих.
Обод стоил вроде 3200 руб. Спицы, если не ошибаюсь, 26 рублей штука. Ну а втулка обошлась где-то 4200 вместе с переключалкой, звёздочкой и гайками.
Нормально набежало, но сейчас еще дороже было бы. Все таки целесообразней изначально велик подбирать под себя, чем потом модернизировать.